Одинокий человек под прицелом телекамер

8 сентября 2017
Общество

Канал Life умер, но дело его живет и торжествует

Человек в черной куртке быстро идет по двору между домами. За ним, жестикулируя и явно призывая к общению, бегут люди с микрофоном и камерой. Человек ускоряет ход, жестом показывая: «Стоп! Прекратите! Не надо». В следующем кадре, снятом через витрину магазина, тот же человек стоит перед прилавком с алкоголем. Здесь его уже можно узнать: это опальный режиссер Кирилл Серебренников, который впервые вышел на разрешенную судом прогулку — такое послабление в режиме домашнего ареста вышло ему от нашего самого гуманного в мире суда.

В самом сюжете ничего удивительного нет. Папарацци всего мира часами, а то и днями сидя в засаде, добывают кадры знаменитостей в те моменты, когда они, знаменитости, меньше всего хотят, чтобы их снимали. Иногда с риском для жизни своих героев. На минувшей неделе, когда весь мир отмечал 20-летие со дня гибели принцессы Дианы, вновь вспоминали о роковой роли папарацци в ее трагической судьбе.

Наши доморощенные папарацци с каналов Life, НТВ, Рен-ТВ, если пока и не доводили своих героев до «полной гибели всерьез», то нервов попортили немало, бесцеремонно вторгаясь в квартиры, офисы, даже в больничные палаты и провоцируя жертв на ответную агрессию.

Телеканал Life, самый беспринципный и беспощадный, недавно почил в бозе, но дело его живет. И сюжет с одиноким Серебренниковым на дозволенной судом прогулке снял не он, а вполне либеральный и почитаемый либеральной общественностью телеканал «Дождь», вызвав бурю возмущения среди своих же почитателей.

«Как-то желтовато, нет, друзья, телеканал «Дождь»? — написал на своей странице в фейсбуке сценарист Михаил Идов сразу после просмотра сюжета. — То есть новостная ценность в самом факте, возможно, какая-то есть, но вот эти съемки в спину и через витрину выглядят довольно удручающими».

«Дорогие Дождинки! А вы когда публикуете видео гуляющего режиссера Серебренникова, зачем вы это делаете? — включился в дискуссию журналист Роман Супер, прежде работавший на каналах Рен-ТВ и РБК. — Вы когда отправляете своего корреспондента выслеживать человека, которому суд во время прогулок запретил с кем-либо общаться и над которым висит опасность отправиться в камеру за нарушение условий домашнего ареста, вы какую цель преследуете? Зачем это делают подментованные федеральные м…ки, я понимаю. А какую ценность зрители «Дождя» приобретают от этого видео — я не понимаю вообще. Возможно, я утратил навык и ловкость. Возможно, я давно ни черта не журналист. Возможно. Но ведь должно же срабатывать что-то такое внутри, что шепчет вам на ухо: «Главное, не навредите, чуваки».

Катерина Гордеева, в прошлом журналист НТВ, тоже напомнила коллегам с «Дождя» о журналистской этике и главной ее заповеди: не навреди! «Профессия журналиста сходна с профессией врача. В ее основе принцип: не навреди! Но вот я посмотрела это видео… Одни лезут к нему с камерой и провоцируют на разговор. Другие снимают. Это никакая не свободная журналистика. Это бесчестно. И мало отличимо от всех тех СМИ, которые вам не нравятся, которые вы критикуете и которые обвиняете в том, что со всеми нами случилось».

«Это потеря берегов. И профессии, кстати. И меня, зрителя, как сочувствующего».

Спустя небольшое время после показа сюжета и разразившейся в сети бури «Дождь» удалил кадры, снятые через витрину магазина, оставив только проход Серебренникова по улице. А объясняться с коллегами и прочими возмутившимися зрителями пришли сами сотрудники «Дождя». Ведущая канала Анна Монгайт так ответила на вопрос: зачем эта съемка вообще была нужна? «Задача этой съемки — показать, что Кириллу дали право свободного перемещения. Без полиции и охраны. Люди хотят это знать и рады видеть его не в клетке. Мы снимали ровно 40 секунд. В это время до него докапывалось Рен-ТВ. Единственная наша ошибка — съемка в магазине. Ее вырезали. Выставлять в этой ситуации «Дождь» врагом Серебренникова обидно и оскорбительно для нас… Для нас возможность Кирилла «выйти из комнаты» — это хорошая новость».

Поддержал коллег и экс-главный редактор «Дождя» Роман Баданин (ныне уехавший на учебу в Америку): «Такая работа. Ее принцип — рассказывать то, как есть на самом деле, про любых героев — хороших, плохих, так называемых своих и так называемых чужих. А принцип «не навреди» — это в другой профессии, не знаю какой».

Похоже, «люди «Дождя» так и не поняли, что вызвало взрыв возмущения значительной части их целевой аудитории и что такого «криминального» в их полуминутном сюжете. Им объясняли: нельзя снимать человека тайком из-за угла (или витрины магазина). Нельзя снимать человека без его согласия или, как в случае с Серебренниковым, хотя бы без согласия его адвоката. Все это выглядит так, словно люди с камерами преследуют и без того загнанного зверя. И неважно, кто откровенно провоцирует героя на нарушение установленных судом правил (в данном случае — съемочная группа Рен-ТВ), а кто исподтишка снимает это преследование, добавляя собственные кадры из магазина.

Стилистика одна — желтушная. И цель одна — «эксклюзив» любой ценой. Даже если этот «эксклюзив» добавит герою неприятностей.

Этические нормы в журналистике никто не отменял, но в какой-то момент ТВ, наращивающее свои рейтинги, попросту отставило их в сторону, задав новые стандарты в профессии: кто смел, тот и съел, кто первый добежал, того и съемки, работа наша такая, а моралисты пусть идут лесом. «В доме повешенного говорят о веревке», — так когда-то сформулировал принципы новой журналистики основоположник аморального ТВ Александр Невзоров. С тех пор и пошло.

Даже на корпоративную солидарность телевизионщики все чаще плюют с высокой колокольни, если вдруг представляется счастливая возможность поразить зрителей и одновременно уесть коллег.

Помните безобразную сцену в Парке Горького, когда пьяный дебошир во время прямого включения корреспондента НТВ в эфир вмазал тому в челюсть? За это суд приговорил дебошира к 6 месяцам исправительных работ, а канал «Царьград» немедленно встретился с ним в эфире программы «Фанзона»: ну как же, страна должна знать своих героев в лицо. И этот самый «герой» в эфире «Царьграда» рассказал, что после «подвига» почувствовал себя знаменитым: с ним делали селфи сотрудники полиции, простые люди на улице, а несколько федеральных каналов приглашали его на съемки ток-шоу, обещая солидные гонорары.

В частности, за участие в программе «Пусть говорят» ему якобы предложили 500 тысяч рублей, и это предложение заставило его задуматься.

И хотя Первый канал опроверг это заявление, но в нынешней системе этических телевизионных координат сам факт такого приглашения пьяного подонка, избившего их же коллегу, вместе с обещанным за это вознаграждением не кажется ни исключительным, ни каким-то особенным. Как и тайные съемки гонимого человека, у которого нет возможностей дать отпор наглецам с камерами или воспрепятствовать появлению в эфире сомнительных кадров.

Ирина Петровская
Обозреватель «Новой»

экономика

Опубликован Топ-5 кадровых агентств Москвы 2024

Рейтинговое агентство HR-Ratings опубликовало список ТОП-5 лучших кадровых агентств Москвы в 2024 году. При составлении…

Технологии

Отечественный производитель расширяет линейку ЦМК шин для ведущей оси грузовиков

Шинный комплекс KAMA TYRES, один из лидеров грузового шинного рынка России, расширяет ассортимент шин для…

Здоровье

БФ «Семья вместе»: Народный пробег «Трек года» прошел в 12 странах

Стартовавший в ходе Петербургского международного экономического форума второй сезон народного пробега «Трек года» подошел к…