Новое русское юродство

13 сентября 2016
Общество

Во времена, когда даже таблица умножения тянет на экстремизм, у нас еще остался национальный способ говорить правду – юродство

Блогер Соколовский перемещен из СИЗО под домашний арест, поскольку за него вступились многие авторитетные журналисты и мэр Екатеринбурга Ройзман. Да, ловля редкого покемона Иисуса в храме, выстроенном на месте Ипатьевского дома, – очень дурновкусная акция, что отмечают все ходатаи за блогера. Но Иисус, изгоняя торгующих из храма, тоже нарушал действующее законодательство, однако в его действиях была иная, более высокая логика.

Я хочу привлечь внимание к феномену нового русского юродства, каковое будет, по-видимому, распространяться все шире – просто потому, что все другие способы борьбы исчерпаны или скомпрометированы. Российская реальность вошла в стадию абсурда, основным аргументом в любой дискуссии сделалось шельмование оппонента, представления о добре и зле расширились, а у некоторых вовсе исчезли; в этих обстоятельствах нужны новые приемы полемики, новые способы утверждения христианских ценностей. Аскеза никого не убеждает – ее осмеивают; само понятие подвига сделалось почти постыдным, просто проповедовать все хорошее и возражать против всего плохого становится неприлично.

Юродство – русский национальный способ говорить правду, когда это становится невозможно; имитация высокого безумия – «безумие ради Христа». Как отличить безумца от юродивого? Очень просто: юродивый действует себе в ущерб, говорение правды не приносит ему выгоды. Мне представляется, что Соколовский как раз и есть новый тип русского юродивого, поскольку он сознательно делает все, чтобы навлечь на себя гнев. И все-таки им движет христианское чувство, просто сегодня поклоняться официальной церкви и совмещать это с подлинной верой очень трудно. Среди тех, кого отпугивает РПЦ, немало подлинных христиан – демонстративно заявляющих о своем атеизме; в другое время и при другой церковной жизни они были бы вернейшими прихожанами. Как известно, юродивый сознательно и даже нагло выставляет себя на посмешище – и таким образом противостоит фарисеям, которые чинно и гладко повторяют банальности. Другой пример юродства, подмеченный мной уже давно, – Иван Охлобыстин, который, кстати, говорит иногда совершенно мерзкие вещи, но никаких благоприобретений на этом не сделал. Нам приходится привыкать к тому, что говорение правды и противостояние злодейству становится отвратительно, выглядит отталкивающим и пугающим, – вспоминается мне фраза БГ, сказанная мне в интервью 25‑летней давности: «Святые очень редко бывают приятными людьми». Да и цели у них другие, кстати. Недавняя канонизация матери Терезы Калькуттской вызвала бурные споры о том, достойна ли она такой чести. Да, мать Тереза была не пряник, не червонец и не слишком яркий спикер, но в ее почти демонстративной раздражительности мне тоже видится нечто от юродства. Мать Тереза в переписке со своим духовником не боялась признаться, что перестала видеть и чувствовать Христа. Но именно эти страшные признания делают ее, на мой взгляд, достойными канонизации – они, а не сбор средств на благотворительность.

Обратите внимание: именно при Иване Грозном, когда уж вовсе ничего нельзя было вякнуть даже в дружеском кругу, юродивые стали самыми влиятельными людьми в России. Митрополит Филипп за правду, сказанную царю, был удавлен, а Миколка Свят умудрился предотвратить казни во Пскове и спас сотни людей. Как он этого добился? Согласно легенде, протянул царю кусок сырого мяса в постный день. «Я в пост мяса не ем», – сказал Иван. – «Ты хуже делаешь, ты человечину ешь», – и Псков был пощажен; легенда или нет, но самое возникновение такой легенды показательно. Я не сравниваю Соколовского или Охлобыстина с русскими святыми – я лишь напоминаю, что в наши времена, когда даже таблица умножения тянет на полновесный экстремизм и разжигание межнациональной розни, у нас еще остался способ говорить правду. И люди чувствуют, что лучше с ними, юродивыми, не связываться. Вот его и под домашний арест перевели. А все почему? Потому что безумных называют еще божевильными – то есть находящимися в воле Божьей, под которую они отдали себя добровольно. Что сделает мирская власть с тем, кто наг, бос и перед всеми подставляется?

Кстати, что-то я не вижу массовых протестов по поводу смягчения участи Соколовского. Какое-то облегчение чувствуется, потому что очередное противостояние плохого и ужасного очень уж выматывает нервы. Не начало ли перемены? – как спрашивал без всякой, впрочем, надежды еще один юродствующий персонаж.

Дмитрий Быков
писатель, публицист

Общество

Уже более 1,5 тысячи человек подали заявки на соискание премии «Новатор Москвы»

Участникам конкурса предстоит продемонстрировать собственные инновационные и экономически перспективные разработки. Более 1,5 тысячи кандидатов подали…

Общество

Начался прием заявок на участие в конкурсе «Лучший проект мозаичного панно на ВДНХ»

Центральной темой будущей композиции станет связь и преемственность поколений. В Москве открылся прием заявок на…

экономика

Лилия Мингазова ответила на актуальные вопросы по страхованию

Лилия Мингазова, возглавляющая направление прямых продаж Федерального страхового сервиса «Альтернатива», ответила на актуальные вопросы по…