Неединая нация

20 декабря 2016
Общество

16 декабря 2016 года участники неформального объединения экспертов из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Абориген Форум» сообщили о задержании, допросе и обыске в квартире директора центра Родиона Суляндзига – по этой причине он не смог открыть образовательный семинар форума. Это не первый случай преследования Родиона: два года назад его не выпустили на международную конференцию ООН, пограничники испортили его паспорт и его же привлекли за это к ответственности. В октябре 2016 года Центр содействия малочисленным коренным народам обратился в Европейский суд с жалобой на нарушение права на свободу собраний и объединений и свободу выражения мнений (в 2015 году Центр был признан «иностранным агентом», что крайне затруднило работу организации).

Между этими двумя событиями – по случаю «дня народного единства» – президент Путин поддержал предложение создать «закон о российской нации», что в средствах массовой информации было подано как большая новость и немедленно породило сезонное обсуждение «национального вопроса». На самом деле тема «единая нация «россияне» versus «национальные меньшинства» отнюдь не нова, и коренные малочисленные народы имеют к ней самое прямое отношение. В феврале 2013 года эксперты Антидискриминационного центра «Мемориал» участвовали во встрече Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации с представителями гражданского общества – наша организация в сотрудничестве с информационно-аналитическим центром «Сова» подала тогда обширный (80-страничный) альтернативный отчет по соблюдению одноименной конвенции.

В ту пору закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» еще только-только вступил в силу (в ноябре 2012 года), но на взаимодействии российского гражданского общества с ООН репрессии уже сказались: кроме «Мемориала», с Комитетом встречались только представители НКО коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, над которыми уже сгущались тучи. Они уже тогда сообщали о притеснениях, в частности, о том, что «неудобных» гражданских активистов в организациях коренных народов заменяют на лояльных власти. И мы, и коллеги из НКО коренных народов были крайне удивлены, увидев рядом с собой за столом члена Общественной палаты РФ Владислава Гриба: ведь эта палата – никакое не гражданское общество, ее членов назначают президент и другие члены, уже назначенные президентом. Так что выступление Гриба было вполне внятной трансляцией государственного понимания проблем расовой дискриминации, преступлений на почве ненависти, межэтнических отношений.

Для начала выразив несогласие с предыдущими выступающими в том, что проблема расовой дискриминации и нарушений прав меньшинств для России актуальна (нонсенс для формата встречи с Комитетом ООН – для того туда и едут, чтобы говорить о проблемах), Гриб далее вольно пересказал кусок отчета Общественной палаты о состоянии гражданского общества за 2012 год, выданный за «альтернативный материал» и опубликованный на сайте Комитета в соответствующем разделе. Основные пункты выступления Гриба были следующими: национализм если и есть у нас, то в среде футбольных хулиганов, да и явление это инородное – по происхождению ирландское; главная опасность для мирного сосуществования народов в РФ – национализм, характерный, в частности, для южных республик (например Дагестана), и средство избавления от него – формирование «гражданской нации». На это направлена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Практическим выражением этой Стратегии стала утвержденная в 2013 году Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Ее результатом должен стать сдвиг самоидентификации жителей России от этнической к гражданской («россияне»); к 2020 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, должна составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности должен составить 85%.

К слову, Владислав Гриб впоследствии получил медаль «За возвращение Крыма» и, надо думать, сопутствующую Почетную грамоту с формулировкой «За активное участие в работе по укреплению дружбы между народами». Как «укрепилась» дружба народов в аннексированном Крыму, хорошо известно: там массово нарушаются права крымских татар. А Гриб, в числе прочих «медалистов» ответственный за это, представьте себе, продолжил карьеру по линии «дружбы народов» и стал помощником главы ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, так что теперь подобный подход к проблеме дискриминации меньшинств рискует быть распространен на огромный регион…

И вот в этом году новое развитие темы «единства». Уже и закон о единстве российской нации предлагают написать. Сообщают, что в вузах будет даже новый предмет по формированию российской идентичности и воспитанию нового поколения с одинаковым набором ценностных установок. Ну и апофеоз – внесенное в Думу предложение об изменении 13-й статьи Конституции и введении единой государственной идеологии. Какой – нетрудно догадаться: как известно, «национальной идеей» у нас объявлен «патриотизм».

Тут «патриотические силы» уже подсуетились: на том самом заседании Совета по межнациональным отношениям, где был предложен закон о единстве нации, атаман так называемого Всевеликого войска Донского и бывший депутат Госдумы Виктор Водолацкий сообщил о готовности проекта закона о патриотическом воспитании граждан России. Ну а от «патриотизма» в трактовке казаков уже совсем рукой подать до «русской весны», именно за которую вышеупомянутый Гриб получил медаль, «русской идеи» и «русской мечты» как «объединяющего нас всех» начала, о которой можно прочитать в статье одного новоявленного писателя (забавно, что выражением «русской мечты» для него оказывается сказка «Теремок», где он находит «стремление к справедливости и преодолению бед через единство, через соборность, через великодушие и взаимопомощь», забывая, что это сказка о том, как медведь (представляющийся как «я вам всем пригнетыш») разломал теремок, где мирно жили разные звери).

Отчет Общественной палаты, зачитанный тогда Грибом в ООН, гласил, что только «единая гражданская нация» может обеспечить эффективное функционирование государства в многонациональной стране, «жестко отстаивая» единые для всех россиян ценности и «сохраняя при этом глубокое и искреннее уважение к историческим, культурным и религиозным традициям». Что ж, «жесткое отстаивание» в национальных вопросах мы воочию наблюдаем, как и «глубокое уважение»: на деле формирование «гражданской нации» выливается в пренебрежение правами этнических меньшинств.

Для того, чтобы все народы России стали себя ощущать «гражданской нацией» – гражданами страны, защищающей их права, необходимо прежде всего прекратить дискриминацию по этническому признаку

Финансирование в Федеральной целевой программе «укрепления единства российской нации» более чем в два раза больше финансирования другой ее составляющей – «этнокультурного развития народов России». Хоть туда и включили цыган, и даже провели в этом году фестиваль «Цыгане под небом России», и даже вставили в программу не только концерты, но и не очень тривиальные мероприятия типа вечера цыганской поэзии, но что происходит с обеспечением прав на жилье, на образование? Сносы цыганских поселков, выселение семей с детьми из единственного жилья, сегрегация цыганских детей в школах, некачественное образование тех, кто туда все-таки ходит… Эти проблемы не решаются десятилетиями.

Если говорить о коренных малочисленных народах, то случай преследования Центра содействия малочисленным коренным народам и его директора далеко не единственный. Эксперты с тревогой говорят о том, что протест коренных народов против разрушительной для их традиционных мест обитания деятельности добывающих компаний оборачивается уголовным преследованием активистов. Это, например, преследование ханта Сергея Кечимова из-за конфликта общины с компанией «Сургутнефтегаз»; сфабрикованное, как считают, дело против лидера эвенкской общины Сергея Никифорова на Дальнем Востоке. Меньше известны другие случаи нарушения прав коренных народов: члены общины шорцев Казас в Кемеровской области (ей посвящен документальный фильм «Цена») лишились священной горы – она была взорвана, доступа к кладбищу нет, шорцы не могут пройти через кордоны на свои земельные участки, которые их вынуждали продать в пользу угледобывающей компании. Дома тех, кто не был согласен покинуть свою землю, сожжены неизвестными.

Для того, чтобы все народы России стали себя ощущать «гражданской нацией» – гражданами страны, защищающей их права, необходимо прежде всего прекратить дискриминацию по этническому признаку (да и вообще по признаку принадлежности к какому-либо меньшинству). Ведь именно государство выделяет какие-то группы и применяет к ним репрессии, позволяя им иногда – в «красные дни календаря» – попеть-поплясать в национальных костюмах. Это приводит не к «единству», а к ощущению представителями меньшинств своей уязвимости, бессилия и бесправия.

В следующем году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации будет рассматривать очередной отчет Российской Федерации. Очень важно, чтобы альтернативные отчеты Комитету предоставили настоящие НКО, действительно защищающие права меньшинств, а не суррогаты гражданского общества, которые будут говорить о суррогатах же «гражданской нации» и «дружбы народов».

Ольга Абраменко – эксперт Антидискриминационного центра «Мемориал»

экономика

Революция в мире вейпов. Керамические нагреватели FEELM завоевывают рынок

В связи с запретом на курение табака в ресторанах и клубах на основании принятого в…

Общество

За кадрами «Второй Жизни»: как Константин Иванов помогает российским военным

Телепроект «Вторая Жизнь», организованный Константином Ивановым, освещает судьбы военных, которые после службы на фронте продолжают…

Общество

БФ «Семья вместе» отчитался об итогах деятельности за 2023 год

Благотворительный фонд «Семья вместе» подвел итоги деятельности за 2023 год. Одним из наиболее заметных событий…