Навстречу солнцу…

    Обожаю команду Алексея Венедиктова “Эхо Москвы”. Дня не проходит, чтобы эти  ребята  не выдумали чего-то из ряда вон выходящего! Они ищут подтекст даже там, где его нет!.. Получила сегодня в почту от коллеги небольшое произведение журналиста “Эха Москвы” Сергея Асланяна “О всадниках в советском кино!” Речь идёт о знаменитом боевике Эдмонда Кеосаяна “Неуловимые мстители”. А пишет он вот о чём:   “Почему в начале и конце фильма «Неуловимые мстители» (Мосфильм, 1966г) четыре всадника черным контуром проступают на фоне гипертрофированного по размеру и цвету солнца? С какой стати оно такое огромное, гораздо больше, чем бывает на самом деле и такого красного цвета, да еще на фоне красного неба? Черное и красное и нигде не видно синего или желтого. Почему вне зависимости от того, приближаются всадники или удаляются, солнце только разрастается и закрывает собою небо? Четыре главных героя могли бы не являться столь картинно и неправдоподобно. Они достаточно красовались в  сюжете и украшать ими вход/выход было не обязательно. Тем более, что они умышленно сделаны неразличимыми, когда не ясно, кто есть кто. Иными словами, авторский замысел был не в главных героях, а в количестве всадников. Было необходимым подчеркнуть, что это неважно кто, но в количестве четырех единиц и непременно верхом.А солнце столь красное, что не имеет значения, восходит оно или заходит, главное, что оно кровавое. Что за намек? Фильм посвящен юным героям гражданской войны, активно участвующим в жуткой резне.  Внимание, правильный ответ: данный образ четырех фигур верхом на фоне крови во весь горизонт небесного светила — это Четыре Всадника Апокалипсиса. В Откровениях Иоанна Богослова они появляются друг за другом, а в русской междоусобице все сразу: Чума, Война, Голод, Смерть. Советская цензура потеряла бдительность. Образовательный уровень Главлита упал настолько, что к моменту создания фильма в рядах идеологических блюстителей уже не осталось никого, знающего данный образ. А публике понравилось. И боевик отменный, и снято красиво…  ”

     Ну, во-первых, товарищ  не понимает одной простой вещи, что нельзя оценивать произведение  искусства, в том числе и киноискусства давних лет с позиций сегодняшнего дня.  “Неуловимые мстители”  старшего Кеосаяна  признаны классикой отечественного и мирового кинематографа. Автор сего произведения пытается представить Эдмонда Кеосаяна  таким вот “хитрецом-мудрецом”, который вознамерился переиграть Главлит… Тогда содержание фильма и то, как он снят, полностью противоречит заставкам в начале и конце…                                                                                               Сегодня всё поменялось: мир стал другим, мышление, восприятие прошлого, оценки… Стараются всё опорочить, вывернуть наизнанку. Помните известный афоризм: “Если ты выстрелишь из пистолета в своё прошлое, то оно выстрелит в твоё будущее из пушки”. Очень многие пытаются объяснить его, мне  понравилось такое определение: “Всё в мире взаимосвязано, все события жизни, прошлое, настоящее, будущее. Пытаясь изменить  прошлое (извратить,оболгать – Н.Л.), мы своими мыслями меняем будущее  А какие мысли, такое будущее, потому что МЫСЛЬ МАТЕРИАЛЬНА!”           

Судите сами, с 1966 года прошло  более полувека. Дай  вот этот “журналистский изыск”  разным людям и они  найдут самое простое объяснение увиденному, зная ту страну, особенности  того  кинематографа, идеологию тех лет, предложит совершенно иную раскладку. Во-вторых, ретивый автор, желая сказать такое-эдакое (ведь сейчас очень модно  всезнающим либералам-держателям истины в последней инстанции) поспешить высказаться, да “пооригинальнее”. Увы, все очень просто! Асланян попросту притянул за уши “Откровения Иоанна Богослова”…  Да, Гражданская война – это кровь… Как звучит название? Правильно – “Неуловимые мстители”, потому-то все всадники одинаковы…В Гражданской войне принимало участие много  молодых, юных ребят, которые боролись за  будущее своей Родины, как бы высокопарно это ни звучало! И наконец, такое впечатление, что журналист- дальтоник, не разобрал элементарного… Всадники на конях повернуты  к  солнцу,  навстречу будущему… Очень яркий художественный образ, который полностью соответствует замыслу. Края красные – идёт война, льётся кровь, но надвигающийся кадр даёт яркую, золотистую сердцевину, олицетворяющую то  самое будущее.                                                         

Пусть каждый задаст себе вопрос, почему  немало людей так ностальгирует по убитой стране?  Потому что в ней были проблемы очень острые, но решаемые, и много хорошего, которое не забывается! В одном Сергей Асланян прав: “Апокалипсис” в одной отдельно взятой стране  стал возможен из-за предательства известных лиц гораздо позднее – в 90-е годы ХХ столетия!