На кризисе не выехать. Чего хотят россияне от новой Госдумы

2 июня 2016
Общество

Вчера ВЦИОМ представил исследование, посвященное проблемному фону весны-лета 2016 года и направленное на изучение тех проблем, которые волнуют граждан страны на входе в кампанию по выборам депутатов Госдумы.
Респондентам, в частности, предлагалось ответить на вопрос, какие проблемы по состоянию на май этого года они считают ключевыми для России в целом. В топ-10 наиболее популярных ответов вошли проблемы экономики (17%), низких зарплат и уровня жизни (15%), безработицы (13%), здравоохранения (13%), высокой инфляции, роста цен (11%).

Примечательно, что значение фактора экономических проблем постепенно снижается. Так, еще в январе его выделяли 23% соотечественников, а месяцем позже — 19%. Такая же ситуация с проблемой инфляции и роста цен: в январе на эту проблему указывали 20% респондентов. Вместе с тем «регулярные» озабоченности населения, такие как проблемы в здравоохранении, образовании, борьбе с преступностью, пенсионном обеспечении, демонстрируют тенденцию к росту. Социологи также указывают, что «социальное самочувствие россиян ухудшалось с конца 2014-го до января 2016 года». «После этого показатели стабилизировались и частично даже выросли», — отмечают они.

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров полагает, что текущий кризис воспринимается общественным сознанием относительно спокойно. Хотя он и оказался сложным, но далеко не настолько травмирующим, как кризис в 90-е годы. «Кризис «продается» все хуже и хуже. Уже надоело всем пугаться, бояться. При сохранении существующих тенденций в течение нескольких ближайших месяцев мы ожидаем активизацию процесса «смены повесток». Повестка кризисная будет уходить все дальше», — полагает эксперт.

Выдвигаться таким образом будет «посткризисная повестка», и в любом случае политическим силам важно уловить этот момент. «Тот, кто не уловит его, явно проиграет. Тот, кто уловит, заметно усилит свои позиции на выборах 2016 года», — сказал глава ВЦИОМ, добавив, что сейчас есть спрос и на новые лица, и на изменения, но без революций.

В свою очередь, глава Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский полагает, что глухота к общественному запросу в избирательных кампаниях может в конце концов обойтись политическим партиям непрохождением барьера в Госдуму. «Нельзя выезжать на старом багаже, старых заслугах. Люди все больше внимания обращают на то, чтобы политические партии, депутаты отражали ту повестку дня, которая больше всего волнует их в настоящий момент», — заявил эксперт.

Она напомнил, что выборы в Госдуму впервые после длительного перерыва пройдут по смешанной системе: 250 депутатов будут выбираться по партийным спискам и 250 — по одномандатным округам. Это обуславливает, по мнению Бадовского, то, что депутаты должны в большой степени обеспечивать функцию представительной власти, «представительствуя в защите интересов людей, в том числе в диалоге с исполнительной властью в центре и на местах». Политолог, так же, как и Валерий Федоров, считает, что в обществе есть запрос на перемены, но не на революцию. «Вот у нас не все в порядке в здравоохранении, нам нужны перемены. А вы как кандидаты в депутаты, которые собираются принимать законы, а потом отстаивать наши интересы перед министром здравоохранения, расскажите нам, понимаете ли вы, какие нам нужны перемены в здравоохранении, что вы для этого сделаете и сможете ли вы это сделать вообще», — заключил Бадовский.

Виталий Петров

экономика

Совладельца холдинга B&B Александра Балаховского отправили в СИЗО из кардиореанимации

Дорогомиловский районный суд Москвы изменил меру пресечения вопреки медицинским документам, которые подтверждают, что Балаховский не…

Общество

Мелситек берет на вооружение отечественные кристаллы для лазерных аппаратов

Российский завод Мелситек*, занимающийся производством лазерных аппаратов для медицины и косметологии, внедрит в работу отечественные…

Общество

Число контрактов между столичными и зарубежными представителями туристической отрасли выросло втрое

Всего в 2023 году было проведено девять тысяч деловых переговоров с участием представителей гостиниц, туроператоров,…