Московское гостеприимство: что привлекает туристов в российской столице

16 июня 2025
Общество

Путешественников привлекают уютные общественные пространства и парки, комфортный и доступный транспорт, множество достопримечательностей и культурных мероприятий.

Почти 70 процентов москвичей видят ценность туризма для города. Каждый рубль, прямо или косвенно вложенный в отрасль, приносит в среднем пять рублей поступлений в бюджет столицы. Эти средства идут на финансирование городских программ, благоустройство, создание новых мест для работы и отдыха, сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

Рост туристической привлекательности Москвы положительно влияет и на развитие местного предпринимательства. Весомая часть расходов гостей столицы приходится на смежные отрасли: гастрономию, торговлю, услуги, развлечения и другие.

«75 процентов жителей столицы считают Москву туристическим городом. Развитие инфраструктуры, ориентированное в первую очередь на москвичей, привлекает и путешественников. Они отмечают уютные общественные пространства и парки, комфортный и доступный транспорт, множество достопримечательностей и насыщенную культурную программу», — рассказала Наталья Сергунина.

В 2024 году столицу посетили 26 миллионов человек. Из них 23,3 миллиона — россияне. Около 20 процентов приезжали из шести регионов, производящих четверть валового внутреннего продукта (ВВП) страны, — Санкт-Петербурга, Татарстана, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Краснодарского края и Свердловской области.

Увеличивается и число иностранных гостей, в частности туристов из Китая, Индии и Объединенных Арабских Эмиратов. Многие из них возвращаются в столицу снова.

Уют и динамичность

Блогер Чжу Цзяхао отметил китайский Новый год в российской столице. Он рассказал, что любит Москву. Его родители тоже летом были в России, им очень понравилось. Есть много интересных мест, куда можно сходить бесплатно. Чжу Цзяхао понравилось гулять по паркам, музеям и выставкам. Его любимые виды экскурсий — на автобусе или на теплоходе. «Очень приятные местные жители, часто здороваются с нами», — поделился блогер.

Особое внимание туристов привлекает событийная программа города: сезонные фестивали, саммиты и культурные мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам. В их числе, например, Московская международная неделя кино и фестивали «Путешествие в Рождество», «Пасхальный дар», «Китайский Новый год в Москве» и «Усадьбы Москвы».

Бразильский фотограф Летиция Лампертпрошлым летом приняла участие в выставке «Большие города в Москве», проходившей в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».Ее особенно впечатлила дружелюбная атмосфера, многогранность столицы, а также гостеприимство жителей. По словам Летиции, ей понравилось, что во время обычной прогулки можно случайно попасть на какую-нибудь уличную выставку. Она добавила, что по городу легко перемещаться, а сам мегаполисотличается интересной архитектурой разных исторических периодов, которая создает красивый запоминающийся пейзаж.

Коллега Летиции, фотограф из Китая Рен Гуан Линь, отметила ухоженность улиц и набережных. Она рассказала, что ей особенно полюбилась река, протекающая через город и придающая российской столице динамичность и красоту.

Филиппинская гостья Даниэль Аяг оценила архитектуру московского метро.

«Я жила в отеле недалеко от станции “Смоленская” и прекрасно освоила метро, полюбовалась архитектурой “Арбатской”, “Киевской”, “Белорусской”, “Маяковской”, “Проспекта Мира” и “Площади Революции”. Каждая станция может похвастаться уникальным дизайном. Очень удивило, что некоторые, например “Смоленская”, находятся на глубине 50 метров под землей», — поделилась Даниэль.

Бразильская студентка Феликс де Куадрос побывала в Москве в холодное время года после Всемирного фестиваля молодежи в «Сириусе». Она обратила внимание на то, как много горожан гуляет, несмотря на погоду. По словам девушки, в глаза сразу бросилось большое количество общественных пространств, в том числе обустроенных зон для езды на велосипеде, бега и пеших прогулок. Саму столицу она охарактеризовала как очень чистый мегаполис, служащий отличным примером городской эргономики, и выразила желание вернуться сюда летом, чтобы увидеть парки и скверы в зелени.

Крупные мероприятия также напрямую влияют на загрузку гостиниц: в дни их проведения прирост превышает среднегодовой показатель на 10 и более процентов. Так, во время форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» в прошлом году в отелях было забронировано порядка 80 процентов номеров, а во время международного форума «Облачные города» — почти 90 процентов.

Маргарита Семунина, менеджер по рекламе и маркетингу группы отелей, отметила, что во время фестиваля «Китайский Новый год в Москве» в гостиницах сети наблюдалась высокая загрузка: красочные мероприятия на улицах Москвы получили колоссальный отклик посетителей. В частности, Новый Арбат и Тверской бульвар создали атмосферу праздника, позволили гостям прикоснуться к другой культуре, не покидая столицу. При этом большинство путешественников прибыли в город по работе, однако, получив в отелях промоматериалы Мостуризма, с удовольствием посвятили свободное время участию в фестивале.

Гармония работы и отдыха

«В течение года в столице проходит и множество отраслевых событий. Благодаря этому растет число бизнес-путешественников. Например, в 2024-м в Москве побывали эксперты в сфере кино, моды, дизайна, инноваций и информационных технологий», — рассказала Наталья Сергунина.

Предпринимательница Ся Шуан, которая уже не первый год организует учебные поездки китайских студентов в Россию, а российских — в Китай, считает, что в Москве созданы все условия для бизнеса, а сотрудничество с местными жителями приносит удовольствие. Свое свободное время она предпочитает проводить, гуляя по городу.

«Мне очень нравится канатная дорога на Воробьевых горах, и я обожаю ВДНХ. Москва обладает особым шармом, уникальным наследием — множество ее музеев, как бриллианты в реке истории, сияют ярко, а вместе с архитектурой улиц показывают живое течение разных эпох», — рассказала Ся Шуан.

По данным прошлого года, каждый пятый российский турист и каждый восьмой иностранец посещали Москву по работе. Увеличение бизнес-аудитории отмечают и многие отельеры. По словам Анжелы Чащиной, представителя отеля на северо-западе города, порядка 40 процентов гостей — это люди, приезжающие в командировку или с другими деловыми целями.

Денис Моноленко, директор крупного гостиничного комплекса, также отметил, что выросла доля гостей из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана и Саудовской Аравии. Он подчеркнул, что чаще всего они прилетают на профильные выставки, но многие, заинтересовавшись столичной инфраструктурой и ее развитием, совмещают деловые поездки и отдых.

экономика

China Helicopter Exposition 2025 проходи с 16 по 19 октября в Тяньцзине с участием Холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех

Холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех представляет на   международной выставке China Helicopter Exposition 2025 вертолет «Ансат»,…

экономика

Компания SERES зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже, чтобы использовать двойную платформу капитала «A+H» для обеспечения глобальной экспансии

5 ноября SERES Group официально зарегистрирована в основном списке Гонконгской фондовой биржи. Благодаря этой вехе…

Общество

Фонд Юрия Лужкова поддержал талантливую молодёжь в конкурсе вопросов к Экономическому диктанту

В России определили победителей конкурса «Лучший вопрос для Всероссийского экономического диктанта-2025». Он проводится среди старшеклассников…