Могут ли в России запретить Booking.com

ТАСС рассказывает, у кого возникли претензии к работе сервиса онлайн-бронирования и есть ли ему альтернатива

Ростуризм по поручению Минкультуры до 4 июня рассмотрит предложение об ограничении деятельности в России туристического сервиса онлайн-бронирования Booking.com. С просьбой ограничить его деятельность в министерство обратился в апреле руководитель группы компаний «Свой туристический сервис» Сергей Войтович. Запрет на работу международного сервиса мог бы стать ответом на антироссийские санкции, считает часть туроператоров.

Онлайн-сервис продвигает международный туризм

Booking.com — крупнейший игрок на рынке онлайн-бронирований в России. По экспертным оценкам, его доля в этом сегменте превышает 60%. Сервис принадлежит американской компании Booking Holdings, которая зарегистрирована в Нидерландах.

«Booking.com — торговая интернет-компания, зарегистрированная и имеющая штаб-квартиру в Европе, а также поставщик технологий — способствует развитию туризма в России, привлекая путешественников со всего мира в российские отели, — сообщили ТАСС в офисе онлайн-сервиса. — Мы помогаем развивать бизнес более 70,5 тысяч всевозможных объектов размещения, которые предлагают своим клиентам услуги по размещению в России через нашу платформу. Таким образом, мы предоставляем всем партнерам равные возможности для работы с путешественниками, продвигая при этом международный туризм».

Борьба за равные условия

Бизнес-сообщество РФ уже несколько лет обсуждает вопросы регулирования деятельности онлайн-сервисов, пояснил ТАСС вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

«Нужно выровнять условия предпринимательской деятельности, если онлайн-сервисы формируют комплексный тур — продают и перелет, и размещение. Это касается не только Booking.com, но и десятков других онлайн-систем бронирования», — говорит он. Ведь российские туроператоры, предоставляющие те же услуги, «выплачивают гарантии, вносят обеспечение», перечисляет эксперт.

Представитель Российского союза туриндустрии пояснил, что значит выравнивание условий ведения бизнеса.

Так, если онлайн-сервисы формируют комплексный продукт, они наравне с туроператорами должны входить в Единый федеральный реестр туроператоров. Если сервисы предоставляют такой продукт при путешествии за рубеж, то они должны входить в ассоциацию «Турпомощь» — объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Такие компании платят взносы, и эти средства могут быть потрачены на оказание экстренной помощи туристам за границей или выплаты клиентам в случае банкротства туркомпании.

Также онлайн-сервисы, предлагающие и перелет, и бронь отеля, должны хранить персональные данные россиян на территории РФ, как того требует закон, пояснил эксперт.

«Кроме того, если услуга реализуется в РФ, то и налоги нужно платить здесь», — говорит Барзыкин. Впрочем, попавший под удар Booking.com еще в прошлом году встал на учет в качестве плательщика НДС на территории России, сообщила Федеральная налоговая служба на своем сайте.

Где поселится турист

Возможный запрет деятельности любого онлайн-сервиса, тем более такого крупного как Booking.com, может быть ударом для российских отелей, у которых значительно сузятся каналы продаж, считает Барзыкин. «Есть, конечно, и другие системы, но чем их больше, тем более ликвиден продукт», — говорит эксперт.

Выигравшие тоже будут — это те системы бронирования, которые смогут заместить конкурента.

«На сегодняшний день уже 30% пользователей планирует свои путешествия в интернете», — говорит PR-директор Aviasales Янис Дзенис. Эти люди сами покупают билеты и бронируют отели на сайтах. У Booking.com в России, безусловно, есть альтернативы, но он — один из крупнейших игроков на рынке, ассортимент предложений которого превышает многие аналогичные сервисы, пояснил ТАСС PR-менеджер сервиса путешествий Tutu.ru Тимур Юсупов.  «Из-за этого существует реальная вероятность, что россияне просто не будут видеть некоторые предложения в тех или иных регионах, — говорит Юсупов. — Чтобы найти их, людям придется либо пользоваться несколькими альтернативными сервисами, либо искать сайты отдельных отелей.

Чиновники против запрета

Уже ясно, что ни Ростуризм, ни Минкультуры не являются сторонникам ограничения деятельности Booking.com в России. «Ничто не угрожает работе сервиса Booking.com на территории Российской Федерации», — привели в пресс-службе министерства слова директора департамента туризма и региональной политики Ольги Яриловой.

Ростуризм также сообщил, что он не имеет полномочий по запрету использования Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности. Более того, Ростуризм не поддерживает предложение по ограничению действия данного сервиса на территории России, поскольку он востребован российскими гражданами, которые активно пользуются его возможностями для организации самостоятельных турпоездок по стране и за рубеж.

Юрий Барзыкин также уверен, что работе онлайн-сервиса в РФ ничего не грозит. «Эта ситуация — импульс для рассмотрения условий работы онлайн-сервисов, когда они зачастую не несут никакой ответственности за исполнение обязательств по реализации услуг и продукта, который у них потребитель получает, — пояснил он. — Речь должна идти не о запрете, а об определении механизмов регулирования работы онлайн-сервисов».

Кроме того, параллельно с работой международных онлайн-сервисов надо развивать отечественные системы онлайн-бронирования. «Пока российские системы онлайн-бронирования более мелкие: есть региональные, есть работающие на отдельных сегментах рынка, например, предлагающие размещение в санаториях или в частном жилье», — рассказал Барзыкин.

Мария Селиванова,
Константин Крашенинников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *