Меньше кормить и больше доить. Как правительство будет повышать налоги

27 марта 2018
Общество

Из плохого и очень плохого вариантов будет выбран последний

Нужно отдать должное российскому правительству: оно честно держало себя в руках и (почти) не повышало налоги на протяжении нескольких лет после того, как президент Путин дал такое обещание. Такие мелочи, как регулярное повышение акцизов или снятие лишнего жирка с нефтяников, образовавшегося из-за стремительной девальвации рубля, можно в расчет не принимать. Но вот наступил тот самый «18-й год», и обещание президента Путина потеряло свою актуальность, про 19-й год он ничего (слава богу! – вздохнули чиновники) не говорил. Прошли выборы, и через несколько дней на заседании правительства обсуждался рост налогов.

Это заседание стало одним ⁠из символических событий, ⁠которые случились в России ⁠в первые же дни после дня голосования и которые, ⁠по всей видимости, будут определять контуры политики российских властей ⁠в ближайшие годы. К таким событиям я отношу требование Генеральной прокуратуры приговорить к девяти годам тюрьмы правозащитника Юрия Дмитриева, хотя проведенные экспертизы не поддержали предъявляемое обвинение. На мусорном полигоне Ядрово под Волоколамском произошел выброс ядовитых газов, в результате чего отравились и попали в больницу десятки людей, в основном дети, а местные жители с протестами вышли на улицу. С одной стороны, вроде бы ничего принципиально нового, с другой – продолжающееся запугивание активной части общества, точечные репрессии и полное равнодушие властей к проблемам населения.

О налоговых новациях правительства говорить сложно, поскольку они еще не сформировались в конкретные законопроекты и «масштаб бедствия» пока невозможно оценить. Возможно, все ограничится небольшими «социально ориентированными» изменениями в шкале подоходного налога – единая ставка налога будет повышена до 15% (с нынешних 13%), но при этом будет повышен необлагаемый налогом минимум, что позволит повысить уровень жизни миллионов россиян. Такие изменения я бы поддержал, потому что хорошо вижу, что правительство не может найти никаких решений для преодоления проблемы бедности в нашей стране, где каждый десятый живет с доходами ниже прожиточного минимума. Если при таком сценарии налоговая нагрузка на все население останется на прежнем уровне, то можно говорить о нейтральном характере изменений и о небольшом перераспределении налоговой нагрузки между различными группами населения.

Но, возможно, изменения подоходного налога будут сконструированы так, что «по случайному стечению обстоятельств» бюджет останется в выигрыше, то есть налоговая нагрузка на доходы населения возрастет, и, следовательно, покупательная способность населения снизится, и те надежды на рост экономики, которые правительство связывает с растущим потребительским спросом, канут в Лету. В дополнение к этому правительство может поддержать предложение Минфина и пойти на очередной налоговый маневр, который давно обсуждается, – снизить ставку социальных взносов с 30% до 22% при одновременном повышении ставки НДС с 18% до тех же самых 22% и отмене льготной 10%-ной ставки этого налога (так называемый «вариант 22/22»). Это предложение, на мой взгляд, носит фискальный характер, то есть его реализация приведет к повышению налоговой нагрузки, хотя Минфин утверждает, что это не так.

Поверить Минфину мне мешает следующее. Во-первых, такой маневр рушит все те расчеты, которые готовятся в правительстве по поводу очередной пенсионной реформы. Очевидно, что снижение ставки социальных взносов еще больше увеличит дефицит бюджета пенсионной системы и затруднит поиск тех параметров, которые позволят привести ее в стабильное состояние (пенсионный возраст, ставка налога, реальный уровень пенсий, дотации из федерального бюджета). Во-вторых, такой маневр неизбежно приведет к скачку инфляции – правительственные эксперты говорят, что при 4%-ном повышении налога цены вырастут на 2%, но мой жизненный опыт подсказывает, что со временем все повышение НДС будет переложено на конечного потребителя – на нас с вами. Зачем правительству нужно разгонять инфляцию в тот момент, когда Центробанк только-только смог ее подавить, неясно. Повышение инфляции приведет к необходимости дополнительной индексации зарплат бюджетников и пенсий, удержит Банк России от снижения своей ключевой ставки, что будет тормозить и без того невысокую экономическую активность в стране. Одним словом, очевидных негативных последствий от такого маневра много, а вот что может быть в плюсе, кроме повышения доходов бюджета, пока неясно.

Помимо сказанного, есть еще два бюджетных момента. Первый – налоговый маневр 22/22 приведет к еще большей концентрации бюджетных доходов на уровне федерального бюджета, хотя вся практика современной жизни говорит о том, что если идти на повышение налоговой нагрузки, то таким путем, чтобы росли доходы регионов и, самое главное, местных органов власти. В этом смысле изменение шкалы подоходного налога является более правильным решением, так как эти доходы целиком остаются в регионах, но, судя по всему, Москве не нужна финансовая устойчивость регионов.

Второй момент связан с бюджетной политикой в целом. Повышение налогов в России правительство предполагает осуществить не для борьбы с бюджетным дефицитом, который, похоже, исчезнет благодаря высоким ценам на нефть. Таким образом, повышение налогов приведет к росту бюджетных расходов, а ответ на вопрос, каких именно, правительство не считает нужным давать. То ли по причине незнания: вот подпишет президент очередные майские указы, тогда и узнаем. То ли по причине ставшей неискоренимой любви к секретности: мол, не ваше холопское дело знать, куда пойдут государственные деньги. Не понимаю, какая из этих двух гипотез хуже. Одна говорит о том, что правительство сегодня – это бюрократический придаток Кремля, откуда поступают приказы, требующие своего оформления в виде постановлений и распоряжений. Вторая говорит о том, что власть по-прежнему не рассматривает граждан страны как налогоплательщиков, которые имеют право участвовать в принятии решений о расходовании налогов.

Последний сюжет, на котором нужно обязательно остановиться при обсуждении налоговых новаций российских властей, связан с перспективами российской экономики. Похоже, все в Кремле, в Белом доме, на Неглинной улице, на Охотном Ряду окончательно смирились с тем, что российская экономика не может расти быстрее того потолка, который обозначен в последнем заявлении Банка России по поводу снижения ключевой ставки – на 1,5–2% в год. Очевидно, медленно растущая экономика не может генерировать больших объемов новых налоговых поступлений в бюджет, что будет сдерживать реализацию тех расходных обещаний, которые щедро раздавал президент Путин в своем обращении к Федеральному собранию 1 марта. Если правительство признает, что новых доходов ему ожидать не следует, то у него остается лишь два пути: повышение налогов или повышение дефицита (наращивание госдолга). У каждого из этих путей есть плюсы и минусы, и теория не дает однозначного ответа на вопрос, что является более правильным. В такой ситуации позиция Минфина мне хорошо понятна: если дать слабину и пойти на небольшое, ничем не угрожающее макроэкономической стабильности увеличение дефицита бюджета (до 1% ВВП, что эквивалентно 1 трлн рублей в 2018 году), то непонятно, каким образом можно будет противостоять аналогичному решению через год, когда давление на расходы бюджета будут расти и кто-то неизбежно предложит еще увеличить дефицит. Поэтому лучше сразу и жестко заявить, что «денег нет», и предложить бизнесу и населению немного поделиться с государством.

В этой связи вспоминается старая шутка: чтобы повысить эффективность коровы, ее нужно меньше кормить и больше доить. Повышение налоговой нагрузки – это худшее, что сегодня правительство может сделать для экономики.

Сергей Алексашенко
Старший научный сотрудник Института Брукингса (The Brookings Institution)

Стиль жизни

Финалист чемпионата ArtMasters Павел Гула написал сценарий к сериалу «Мирный Атом»

В Москве состоялась премьера сериала «Мирный атом». Павел Гула, являющийся финалистом Национального открытого чемпионата творческих…

Технологии

Hisense представила платформу ConnectLife на выставке CES 2025, расширяя функциональность «Умного дома»  

Компания Hisense, ведущий мировой бренд в области потребительской электроники и бытовой техники, предлагает «Умный дом»…

В мире

Shanghai Electric завершает восьмидневную программу повышения квалификации для сотрудников проекта Thar в Пакистане 

Двадцать сотрудников пакистанского проекта Thar Coalfield Block I Energy Integration Project завершили интенсивную восьмидневную учебную программу…