До 11 мая 2020 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов можно было оставить отзыв о проекте Федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации „О реабилитации жертв политических репрессий»», который предложило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Международный Мемориал, имея опыт консультирования пострадавших от политических репрессий с 1989 года, направил свой отзыв с подробными разъяснениями, почему предлагаемые изменения не снимают противоречий, устранить которые в декабре 2019 года потребовал Конституционный суд.
Напомним, 10 декабря 2019 года в Конституционном суде РФ состоялось открытое заседание, в рамках которого рассматривалось дело Алисы Мейсснер, Елизаветы Михайловой и Евгении Шашевой – трех заявительниц, реализующих свое право вернуться на прежнее место жительства, утерянное в результате репрессии. Все три женщины относятся к категории детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, и являются реабилитированными жертвами репрессий. Согласно ст. 13 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» дети репрессированных, семьи которых утратили жилье в связи с репрессиями, имеют право вернуться на прежнее место жительства.
Но на своем пути к возвращению в Москву – в город, где их семьи проживали до репрессий, – заявительницы по делу столкнулись с разными ограничениями и отказами, которые стали возможны в силу противоречий, существовавших между статьей 13 Закона «О реабилитации» и несколькими пунктами жилищного закона Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Международный Мемориал обращался в Конституционный суд в поддержку жалоб Алисы Мейсснер, Елизаветы Михайловой и Евгении Шашевой, а также предоставил экспертное заключение, которое было приобщено к материалам дела.
Решение по этому делу было очень обнадеживающим: суд вынес постановление о несоответствии Конституции РФ ограничений жилищных прав детей репрессированных. Рассмотрев ту самую статью 13 Закона «О реабилитации» и жилищный закон, упомянутый выше, суд установил, что в нынешней правоприменительной практике их сочетание препятствует возмещению вреда реабилитированным. В постановлении суда было сказано и о необходимости незамедлительно разработать на федеральном уровне специальный механизм, который бы урегулировал реализацию права реабилитированных жертв репрессий вернуться домой. Далее, после принятия поправок на федеральном уровне, в дело должны были включиться и регионы, дополнив установленные на федеральном уровне гарантии, но никак не ограничивая их.
На федеральном уровне изменения должны были коснуться прежде всего статьи 13 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Подготовить их поручили Минстрою, но опубликованный проект оказался совсем не таким, как ожидалось: предложенные поправки решают только часть противоречий, мешавших жертвам репрессий реализовать свое право вернуться домой. Более того, проект снова отдает возможность выносить решение об обеспечении репрессированных жильем регионам. А вместе с этим решением могут вернуться и все те ограничения, которые регионы выставляли реабилитированным, решившим реализовать свое право на возвращение.