Есть распространенное заблуждение, что развитие свойственно только свободным демократическим странам, а авторитарные режимы фашистского типа статичны и лишены динамики. Это ошибка. На примере путинского режима можно видеть, как фашизм эволюционирует, меняет формы, обрастает новыми щупальцами, присосками и ядовитыми шипами. Особенно наглядно это проявляется в такой важнейшей составной части режима, как телевещание.
Вся вторая половина апреля в стране прошла под знаком культа лидера ЛДПР. Народ готовили к двум праздникам: предстоящему Дню Победы и юбилею Ж. Причем второму торжеству явно отдавалось предпочтение. Человек, ставший известным только благодаря тасканию женщин за волосы, публичным призывам к изнасилованию беременной в прямом эфире, а также иным уголовным преступлениям — от призывов к агрессивной войне до разжигания межнациональной розни, — стал национальным кумиром благодаря государственному телевидению.
Финалом этого морального стриптиза стал полноформатный фильм «Жириновский» (это не срамная фамилия, а название фильма, поэтому привожу полностью), показанный по «России 1» в прайм-тайм 25.04.2016. Продюсер фильма Владимир Соловьев и автор Игорь Кожевин, изготовив изделие в жанре «документального фильма» (так в программе и в титрах) и потратив на него 42 минуты эфирного времени, так и не смогли объяснить, ради чего весь этот банкет. Вот человек 26 лет в политике, из них 23 года в руководстве Государственной думы. Какой полезный для страны закон вот этот вот Ж. и его партия разработали и внесли? Чем авторы фильма и вообще все государственное ТВ объясняют то обстоятельство, что они более недели призывали миллионы россиян присоединиться к празднованию 70-летия Ж.?
В фильме сообщалось о следующих подвигах Ж. Выиграл в «дурака» у чемпиона мира по шахматам Карпова. Чемпион мира сказал, что Ж. заложил в рукава двух тузов, но он, Карпов, на него не в обиде. «На Ж. не обижаются!» — со счастливой улыбкой провозгласил автор фильма Игорь Кожевин.
Что еще из свершений? В 1991-м поддержал ГКЧП, а когда толпа собиралась его за это побить, смог удрать на автомобиле. Еще Ж. гордится халатом от Каддафи, который, по его оценке, стоит не менее 100 тысяч долларов. Ж. рассказывает, что когда Каддафи его принимал у себя в шатре, то Ж. замерз, а Каддафи, добрая душа, дал ему свой халат, ну а Ж., естественно, его так и не вернул…
В панегириках во славу Ж. отметились: французский нацист Жан Мари ле Пен, художник Илья Глазунов и упомянутый выше шахматный чемпион Анатолий Карпов. Но самый длинный и цветистый комплимент Ж. произнес режиссер Никита Михалков. Он объяснил, что «если бы Ж. не было, его надо было бы выдумать». И далее долго перечислял достоинства Ж., среди которых отметил «острый ум», «сгусток непосредственности», «прекрасное образование», а главное, что «Ж. говорит то, что многие думают, но не решаются сказать». Кроме того, Михалков сообщил, что Ж. не дает спать. Правда, не объяснил, кому именно…
Фактическое появление в стране нового официально признанного культа Ж. и его триумфальное шествие были далеко не единственным новым ориентиром в российской политике, который задало российское телевидение. На минувшей неделе на НТВ состоялись две премьеры: «пранк-шоу “Звонок”» и сатирическая программа «Салтыков-Щедрин шоу».
Вован и Лексус как кумиры нации
Пранкерство — телефонное хулиганство. Цель — позвонить человеку и, выдав себя за другого, обнародовать разговор и выставить собеседника в смешном свете. Между приятелями это, наверное, может быть вполне безобидно и даже смешно. Если с незнакомым человеком, то в лучшем случае странно. Российские пранкеры Лексус и Вован — это телефонные хулиганы, имеющие статус государственных патриотов. Они выставляют дураками исключительно врагов государства, причем как внешних, так и внутренних. Среди жертв патриотических пранкеров президенты четырех стран: Эрдоган, Порошенко, Саакашвили и Лукашенко. Причем атаке пранкеров всегда предшествует размолвка с Путиным: либо наш президент что-то нелестное сказал о жертве пранкеров, либо жертва допустила вольность по отношению к нашему президенту. На вопрос «Как вам удается дозваниваться до президентов и других известных людей?» пранкеры отвечают загадочно: мол, «у нас есть специальные каналы связи», и при этом подмигивают и глазами показывают куда-то наверх, где, видимо, эту спецсвязь прокладывают.
Начиная с прошлой субботы, с 30.04.2016, телефонное хулиганство стало в России официально одобряемым и престижным видом деятельности, в одном ряду с полетами в космос и работой депутата. Поскольку именно пранкеры Лексус и Вован были главными героями передачи, которая станет теперь появляться в прайм-тайм по субботам. Основная идея передачи, которую вел Михаил Генделев, была в том, чтобы силами пранкеров проверить, как выполняются поручения Путина, данные по время прямой линии.
Первой жертвой пракнеров стал омский губернатор Виктор Назаров — жители области пожаловались президенту на плохие дороги. За дороги отвечает мэр, но ему не дозвонились, поэтому решили от имени кого-то очень важного позвонить губернатору.
Губернатор тут же стал жаловаться на мэра, который «два года снег не вывозит», а также не вывозит воду, и вообще не слушается губернатора, говорит, мол, «ты меня не уволишь, я — народно избранный». А еще губернатор вспомнил, что во время прямой линии еще в 2013 году Путин сказал про этого омского мэра «Вот поросенок!».
Во время всего этого разговора, в ходе которого пранкер мало что интересного смог вытянуть из губернатора, поскольку толком не знал, о чем спрашивать и в проблемах сибирского города ничего не смыслил, лица ведущего и других участников шоу переполняла искренняя радость. Это было счастье рабов, в присутствии которых секут барина. Счастье хунвейбина, которому позволили таскать за бороду ненавистного профессора, разбить ему очки и вывалять его в нечистотах.
«Вот поросенок!», «гы-гы-гы!», повторял ведущий Михаил Генделев, и вслед за ним ликовала студия. Когда губернатор, думая, что он говорит с кем-то из правительства или администрации, стал называть суммы, которые он выделил на ремонт дорог в Омске, ведущий Генделев повторял каждую цифру с таким многозначительным видом, как будто действительно понимал, много это или мало. «Полтора миллиарда рублей!» — восхищенно восклицал Генделев. Чувствовалось, что ему доставляет счастье, что он может подслушать разговор о таких суммах.
Потом решили позвонить мэру Архангельска, Игорю Годзишу. Жительница этого города жаловалась на неисправную канализацию. Мэр бодро отрапортовал «начальству», мол, все исправлено, канализация течет в трубах, а по улицам, наоборот, не течет. Но тут пранкеры решили пойти дальше и позвонили самой жалобщице, которая им сообщила, что канализация у нее теперь нормальная, зато из-под крана течет вода со вкусом канализации.
Тогда пранкер Лексус снова позвонил архангельскому мэру и наврал ему, что ему привезли в его кремлевский кабинет воду в банке из-под крана в Архангельске. И эта вода провоняла ему весь кабинет. Поэтому он предлагает мэру Архангельска немедленно пойти и выпить воды из-под крана. Ликованию в студии не было границ. Все дружно показывали Вовану большой палец.
После чего Вован дозвонился наконец до мэра Омска Вячеслава Дворковского. Того, которого избрал народ, а Путин в 2013 году назвал поросенком. И вот пранкер Вован, выдавая себя за важного чиновника, стал объяснять избранному омичами 66-летнему мэру Дворковскому, что «главное качество не забывать думать о людях». Народ в студии во главе с ведущим Генделевым ликовал. Все были очень довольны собой и договорились, что такую передачу надо делать ежедневно.
Вполне возможно, что мэр Омска действительно заслуживает названия «поросенок». Возможно, мэр Архангельска и омский губернатор руководят вверенными им территориями из рук вон. В любом случае, тут требуется разговор другого формата и участие экспертов иного профиля, нежели Вован и Лексус. А наведение порядка в каждом из 23 тысяч муниципальных образований и 20 тысяч поселений России возможно лишь при смене персоналистского режима, когда всеми силами поддерживается иллюзия всемогущества правителя.
Что же касается шоу «Звонок» с возведением телефонных хулиганов в статус моральных авторитетов, то любопытно, фигуранты каких еще статей уголовного и административного кодексов будут в ближайшее время рассматриваться как эталоны патриотизма и призываться на помощь режиму.
Смехачи натужные, патриотические
Сатира в литературе и СМИ выполняет ту же функцию, ради которой шахтеры берут с собой канареек. Канарейка прекращает петь и первой гибнет при опасном повышении уровня метана в шахте. Сатира исчезает, когда уровень тоталитаризма и цензуры становится критическим. При всех ужасах царской цензуры в былые времена появлялись Грибоедов и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Чехов. При Сталине от русской сатиры остались огрызки в виде Демьяна Бедного и Кукрыниксов, а потом советским сатирикам было позволено хихикать над алкоголиками и тунеядцами в «Фитиле» и глумиться над империалистами в «Крокодиле».
Именно такой вариант правильно ориентированной советской сатиры и был предъявлен 30.04.2016 в дебютном выпуске шоу «Салтыков-Щедрин» на НТВ. Кстати, за заляпывание своими бездарными и трусливыми телеизделиями чистого имени российского гения сатиры лишние пару тысяч лет гореть в аду всем авторам и участникам этого позора. А именно: Николаю Фоменко, Алексею Кортневу, Дмитрию Колчину, Сергею Нетиевскому и Елене Скулкиной.
Для сатирика есть несколько смертных грехов, и в каждом из них оказались повинны все без исключения участники этого «социально-сатирического шоу». Главный и абсолютно неотмолимый грех — высмеивать то, на что укажет начальство, а если начальство смеяться не дозволяет — значит, это смешным быть не может. Какой же может быть смех без начальственного дозволения!
Шоу «Салтыков-Щедрин» изначально задумывалось и было реализовано как «удар сатирой» по недостаткам, выявленным в ходе путинской прямой линии. То есть смеялись в ту сторону, куда указала путинская длань. Как мы помним по предыдущей серии, путинская длань указала в сторону Омска. И туда уже дважды звонили пранкеры Вован и Лексус. И поминали, как мэра Омска Путин остроумно назвал «поросенком». Теперь в эту же воронку с того же федерального канала прилетела «сатирическая бомба». Главным поводом для веселья стал все тот же «поросенок». «Гы-гы-гы! Поросенок!» — утробно гоготала пятерка ведущих. «А с того времени поросенок подрос!» — искрометно пошутил кто-то, кажется, Фоменко, и все залились оглушительным смехом абсолютно счастливых людей. Потом показали фото омского мэра, на котором он закрыл глаза и исказил лицо в какой-то гримасе, то ли зевнул, то ли еще что. Над этим фото пятерка сатириков хохотала минуты полторы.
Кстати, когда сатирик первым начинает смеяться над своей шуткой и смеется громче всех, как это делали Фоменко, Кортнев и другие смехачи из нового шоу НТВ, это значит, что в сатирическом организме что-то испорчено. А в случае с шоу «Салтыков-Щедрин» его создатели совершили еще один грех против жанра: их шутки не были смешными. Впрочем, один раз Алексей Кортнев, возможно, смог кого-то рассмешить. Он решил посмеяться над Ильичом и для потехи привел его цитату, которая в его, Кортнева, изложении выглядела так: «Учение Маркса истинно потому, что оно верно». Все радостно посмеялись тому, какой тупой был этот Ленин.
Алексею Кортневу 50 лет. Он учился в советской школе и даже поступил в МГУ, откуда потом был исключен. Про свою учебу в вузе сам Кортнев писал так: «Мои успехи в учебе были плохие. Мое образование осталось средним». Над Лениным, несомненно, можно и нужно смеяться. Равно как и над губернаторами, мэрами, а также дураками и дорогами. Но при этом желательно хотя бы примерно знать то, над чем смеешься, иначе смешным становится сам «сатирик». И еще желательно смеяться над тем, что смешно самому, а не над тем, на что укажет начальство.
Игорь Яковенко