Маленький донер большого Прилепина

15 января 2021
Общество

Партия «За правду» пытается монополизировать товарища Сталина

Партия «За правду», носитель типичной популистской фьюжн-идеологии, в которой смешаны национализм (в случае России еще и империализм) и ненаучный социализм, по логике политических вещей могла бы заместить на политической поляне медленно устаревающую КПРФ. В прошлом году рейтинги компартии и самого Геннадия Зюганова пошли вниз, и он теперь по некоторым показателям сравнялся с Алексеем Навальным. Но рейтинги «За правду», как и ее электоральные успехи, не впечатляют.

Правда, как при шаурме

Возможно, отчасти по причине инерционности политических представлений россиян — большинство привыкло поддерживать те партии, которые уже много лет находятся в электоральном поле. Кроме того, попасть в нерв именно российских массовых настроений не так-то просто. Популистскую многослойную нишу по-прежнему занимает Владимир Жириновский. Когда-то в нерв попал Павел Грудинин — его выбросили из политики, но он продолжает занимать высокие места в списках предпочтений респондентов социологических служб. Сравнительно высокие рейтинги у коммуниста-расстриги Николая Платошкина, поддерживавшего путинскую повестку с ее Крымами и Донбассами, но не поддерживающего самого Путина. А вот у партии Захара Прилепина вертикального взлета почему-то не произошло. Пришлось обратиться к испытанному оружию — Сталину. Но и здесь получилось, как всегда: не за правду, а за «Правду», причем в духе худших погромных времен этого органа.

Храбрые прилепинцы прибыли к зданию «Мемориала» в борьбе за историческую правду, за Сталина и за шаурмичную имени Сталина. «Мемориал» — давняя мишень властей, которые не прекращают попыток разорения самой важной для страны гражданской организации, хранящей память нации. Их разрешено бить, к тому же к погромам просто взывает и вопиет концентрированно репрессивное законодательство, принятое в конце прошлого года. Поэтому аккуратные «заправдинцы», чье существование все-таки в высокой степени зависит от раскладов на совещаниях в управлении по внутренней политике администрации президента, действуют трусовато и сдержанно: троллят «Ельцин-центр», пикетируют «Мемориал».

Их за это не закроют, как пункт раздачи мясных изделий. Хотя, конечно, будь «храбрые портняжки» действительно защитниками интересов сталинского бренда, им стоило отправиться пикетировать полицию, которая замучила в суровой неволе (хорошо еще не сталинскими методами!) юного сталинца Станислава Вольтмана, переэксплуатировавшего образ Иосифа Виссарионовича. Я бы даже сказал, опустившего его до какой-то шаурмы, к которой отец народов даже и не прикоснулся бы из грузинской брезгливости. Да и мундир НКВД товарищ Вольтман тоже осквернил: все-таки носители малиновых околышей — не какие-нибудь восточные базарные торговцы, а серьезные ребята, подлинные арийцы, пахнущие кожей и «Шипром», и мясо они делали из человечины.

Порядок, как в донере

Собственно, незадачливому донерщику, решившему по примеру многих сделать бизнес на Сталине, и досталось-то от начальства, конечно, за искривление и принижение образа вождя. Эксплуатация Сталина — это монополия политических властей. Они могут выдавать франшизу дружественным фирмам вроде КПРФ или «За правду», иначе у партийных проектов не останется внятных месседжей и инструментов привлечения избирателей. Хотя это грубая аналитическая ошибка — приравнивать высокие социологические показатели Сталина к желанию электората жить при нем или при его эпигонах. Потому что эпигоны все равно не справятся с установлением порядка так, как это сделал бы т. Сталин. Доказательств эффективной работы бренда нет: у коммунистов, избубнившихся о Сталине и обностальгировавшихся по нему, рейтинги падают, а гламуризация образа либо приводит полицию, либо становится донельзя банальной.

Впрочем, гламуризация не равна десакрализации. Сталин, редуцированный до барбершопа и шаурмы, становится нестрашным, что является, пользуясь терминами текущего руководства страны, переписыванием истории. Фигура, равная Гитлеру, Пол Поту, Ким Ир Сену и прочим деятелям международного рабочего и национал-социалистического движений, по логике вещей, все-таки должна быть запрещена к эксплуатации и выведена из оборота — хоть словесного, хоть в виде конфеты из фудкорта. Но на это в нынешних обстоятельствах надеяться не приходится: сейчас не 1961 год, а на дворе не XXII съезд КПСС.

Акция, как в шапито

Как бы ни сгущались сталинские тучи цвета кресел Большого театра, как бы ни доходили риторика и внутреннее законодательство до образцов послевоенной борьбы с космополитами и как бы ни разминала в руках перо новая Лидия Тимашук, Кремль вместе с его правоохранительной машиной свою монополию на дозирование использования Сталина не отдаст. Сейчас, во времена, когда клерки РСПП воюют с табличками «Последнего адреса», Тверская прокуратура позволяет себе свинчивать мемориальные знаки о расстрелянных НКВД поляках, а разного уровня власти воюют с памятью о Сандармохе, стоит все-таки напомнить, что Путин вставал на колени перед памятью катынских жертв. А этот человек на колени встает редко, скорее, поднимает с них. И Путин же открывал «Стену скорби» в Москве.

Политический режим готов избирательно вешать «желтые звезды» на организации и людей, да и сама атмосфера в стране способствует проявлению пещерных политических инстинктов. Однако «двойная сплошная» существует не только для СМИ и гражданского общества, но и для тех, кто ничего не имеет против власти или даже работает на нее. Особенно в ситуациях, когда прямых указаний не поступает и приходится креативить на свой страх и риск. Вот и возникают ситуации, когда общую атмосферу в стране неправильно интерпретируют владельцы пищевых точек.

Акция прилепинцев у «Мемориала» — потоптались и ушли — выглядела политтехнологически слабой, а этически — бесстыдной. Можно приходить к власти, разбивая на площадях палатки, но невозможно к ней подлизываться, чтобы помогла в дальнейшей работе, просто устанавливая на улице шапито.

Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции VTimes.

Общество

Московские экспортеры при поддержке города нашли новых партнеров в 24 дружественных странах

Затраты на аренду и застройку площадки для переговоров, доставку экспонатов и организацию деловых встреч взял на себя Московский экспортный центр….

Общество

Как постмит помогает отслеживать выполнение задач после встреч

Роман Королев, руководитель по продажам Яндекс 360 для бизнеса, рассказал журналистам, что постмит — самый…

Общество

«Телефонный звонок». Наталья Гордиенко выпустила новый клип

Многочисленные поклонники таланта заслуженной артистки Республики Молдова, финалистки «Евровидения-2021», лауреата крупных музыкальных фестивалей Натальи Гордиенко…