Ростуризм и турагентства, похоже, серьезно переоценили стремление россиян отдыхать в Крыму. Большинство путешественников предпочитают отдых на полуострове планировать самостоятельно, так что забронированные агентами блоки мест в самолетах не всегда оказываются востребованными, а отели с весны заняты «мертвыми душами». При этом с открытием Турции ситуация может усугубиться: «все включено» в Анталии по цене сопоставимо с совдеповским пансионатом на Черном море.
Количество бронирований турпутевок в Крым летом текущего года было в 1,5 раза меньше, чем в Сочи и Анапу, рассказал «Газете.Ru» источник в туротрасли.
«В прошлом году почти 52% организованных туристов, покупающих отдых в турагентствах, выбрали отдых в Крыму. В этом году только 29% продаж пришлось на полуостров», — говорит собеседник.
Он напоминает, что в марте текущего года глава Крыма Сергей Аксенов говорил, что полуостров в 2016 году ожидает рост туристического потока до 6,5–7 млн туристов.
«По факту, — рассуждает собеседник, — цифры будут меньше». Впрочем, туротрасль уже начала корректировать прогнозы. Как сообщил в интервью ТАСС руководитель Ростуризма Олег Сафонов, по итогам 2016 года на полуострове ожидается 5,5–6 млн туристов.
При этом общий авиационный пассажиропоток в Крым и обратно летом текущего года составил 2,59 млн человек, что всего лишь на 2,4% больше, чем летом прошлого года, следует из статистики ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД). Ранее Росавиация прогнозировала, что авиационный пассажиропоток в Крым по итогам года составит около 5,5 млн человек.
По словам директора по маркетингу сети «1001 тур» Марии Конабеевой, в этом году практически все туроператоры предлагали путешественникам поездку в Крым.
«Из-за того что много объектов размещения было выкуплено туроператорами еще перед началом летнего сезона, министерство по туризму Крыма было настроено позитивно, прогнозировало рекордный турпоток.
По факту никакого рекордного турпотока не получилось, у многих туроператоров борта летали незаполненные.
Соответственно, и многие объекты размещения пустовали в этом году. Частный сектор в Крыму тоже в этом году туристов недосчитался», — поясняет она.
При этом другие российские курорты показали позитивную динамику. По словам собеседника «Газеты.Ru» в туротрасли, почти на 70% вырос спрос на Анапу и на 40% на Сочи. Вице-президент по транспорту АТОР Дмитрий Горин говорит, что, по предварительным данным, в среднем спрос на отдых на российских курортах этим летом вырос на 15%.
При этом выездной туризм просел на 20%, что не позволило туротрасли вернуться к показателям 2013–2014 годов. Впрочем, в начале года АТОР прогнозировал именно такое снижение по выездному турпотоку.
«Лето было непростым, без Турции и Египта, что, конечно, внесло свои коррективы. В целом прогноз оправдался, отрасль прожила лето без банкротств, несмотря на неблагоприятные факторы. Следующее лето будет зависеть от того, в каком виде у нас будет Турция, откроют ли Египет, которые в совокупности нам давали 6 млн туристов в год из 11 млн туристов, которые путешествовали через туркомпании», — рассуждает Дмитрий Горин.
Как сообщает АТОР со ссылкой на турецкие СМИ, в этом году из-за моратория на чартерные перевозки и продажу организованных туров турецкие курорты недосчитались 89% россиян. Если за январь — июль 2015 года в Турции отдохнуло 2,14 млн туристов из России, то за этот же период 2016 года — всего 231 тыс. туристов.
Впрочем, по словам Горина, значительную популярность среди россиян этим летом показали Греция, Кипр, Болгария и Тунис. В пресс-службе Tez Tour говорят, что из неожиданных направлений, которые активно пошли в рост, стала Доминиканская Республика.
«Это направление круглогодичное, безвизовое, востребовано исключительно в виде пакетных туров от туроператоров.
На Доминикану переориентировалась часть «дорогой» клиентуры турецких курортов.
В целом она близка своими стандартами уровню deluxе в Турции, отели там также работают по системе «ультра все включено», обладают обширной и развитой инфраструктурой, предназначенной для различных видов отдыха», — говорят в пресс-службе туроператора.
Мария Конабеева тоже говорит, что в «1001 тур» наблюдали рост турпотока на 42% по Кипру, летние продажи в Таиланд выросли на 64%, Греция показала 15% роста, Россия выросла на 37%.
«В целом Россия отлично отыграла — жители Анапы просто счастливы от того турпотока, который приехал. Кипр доволен наплывом российских туристов. Таиланд — за всю историю летом такого турпотока российских туристов в эту страну не было. В Тунис, безусловно, рост турпотока был значительным, учитывая, что в прошлом году в июне он сошел на нет после трагических событий в Суссе», — говорит Мария Конабеева.
По ее словам, в начале летнего сезона многие российские отельеры, видя значительный спрос, повышали цены, и в продажах оставались только дорогие объекты размещения.
«Даже сейчас российские отельеры не спешат понижать цены, и низких цен на бархатный сезон мы не наблюдаем. Турция сейчас предлагает очень интересные цены. Сейчас можно купить путевку в Турцию за 50 тыс. руб. отель 4 звезды «все включено» на неделю либо за 45 тыс. руб. «трешку» в Анапе без питания типа пансионат «Мечта», — говорит Мария Конабеева.
Сейчас турагентства и туроператоры готовятся к бархатному сезону, но, как уверяют в пресс-службе Tez Tour, ситуация близка к прошлогодним показателям и значительных предпочтений по странам не произошло.
При этом для туристов определяющим фактором помимо стабильной погоды является цена.
«В таких бюджетных странах, как Болгария, массовый сезон заканчивается уже в конце августа и происходит естественное перераспределение в сторону других направлений. В бархатный сезон потребители предпочитают горящие туры. Глубина продаж составляет неделю-две. Из визовых европейских направлений в бархатный сезон популярны комбинированные туры — экскурсионная программа плюс отдых на море. В целом бархатный сезон становится более востребованным и туроператоры продлевают по ряду направлений полетные программы, вплоть до конца октября», — говорят в Tez Tour.
При этом прогнозы пока все строят с осторожностью, объясняя это тем, что на покупательский спрос сейчас влияет слишком большое количество факторов. В Tez Tour говорят, что у любого туроператора в запасе несколько бизнес-сценариев и какой из них будет применен, зависит от экономических, геополитических рисков.
Евгения Сазонова