Кругом агенты: почему теперь можно назвать инагентом практически любого

28 ноября 2019
Общество

Законопроект о СМИ-иностранных агентах, под который подпадают и физические лица, открывает безграничные возможности для интерпретации. Надежда лишь на то, что он окажется нежизнеспособным из-за собственных противоречий

На прошлой неделе Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект № 345523-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 25 ноября законопроект был одобрен Советом Федерации.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он «разработан в целях совершенствования правого регулирования распространения массовой информации иностранными средствами массовой информации». Статья 1 законопроекта предусматривает правки в пункт 3 ст. 6 Закона о СМИ, который и регулирует вопрос, кто же может стать СМИ-инагентом.

Как стать иностранным агентом?

К сожалению, в законопроекте ответ на центральный вопрос — когда человек может стать СМИ-инагентом? — урегулирован крайне смутно. Сначала статья 6 Закона о СМИ в новой редакции дает широкое определение, согласно которому любой человек, получающий иностранное финансирование и распространяющий информацию для неопределенного круга лиц, может быть признан СМИ-инагентом.

Затем статья снова возвращается к вопросу физлиц-инагентов, определяя их как людей, которые получают финансирование из иностранных источников и распространяют материалы СМИ-инагентов или их российских «дочек», а также участвуют в их создании. Пока в списке СМИ-инагентов такие издания, как «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии» и телеканал «Настоящее Время». Однако из текста статьи не следует, что только эти люди подпадают под определение СМИ-инагента. Поэтому потенциально у правоприменителя есть возможность применять закон широко. В этом случае назвать инагентом можно любого человека, который:

  • Распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
  • Получает деньги или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.

Таким образом, если человек распространяет информацию, например, пишет в Facebook или в «ВКонтакте», снимает ролики для канала в YouTube или дает комментарий СМИ, он уже соответствует первому критерию. Законопроект не дискриминирует контент: любое сообщение, предназначенное для широкой публики, подпадает под первый критерий агентства. Не важно, провластное это высказывание, оппозиционное или мнение о том, как выращивать саженцы яблонь.

Под второй критерий подпасть тоже просто. Достаточно получить дивиденды от иностранных акций, доход от сдаваемой квартиры в Минске, компенсацию расходов от организаторов международной конференции. А если человек, например, работает с иностранными компаниями, их российскими «дочками» или иностранными гражданами и еще за это получает деньги, то второй критерий «агентства» тем более налицо. Важно, что за свои услуги человек получает оплату из иностранных источников или от российской организации с иностранным финансированием.

Законопроект не требует доказывать, что человек распространял информацию в интересах иностранного принципала. Разработчик закона Леонид Левин указал, что «во всех случаях при принятии решений о включении физического лица в реестр иностранных агентов орган власти должен будет обосновывать связь между поступлением платежа из-за границы и распространением информации СМИ-иностранного агента». Однако законопроект напрямую нигде не требует установления такой связи. По опыту признания иностранными агентами НКО, госорганы и в прошлом никогда не обосновывали какую-либо связь.

Размер полученной суммы или имущества не имеет значения. Когда признавали иностранными агентами НКО, то даже перевода из-за рубежа от неустановленного лица в размере 10 000 рублей было достаточно для обнаружения иностранного финансирования.

Следовательно, законопроект написан нечетко, давая возможность назвать иностранным агентом любого, кто имеет хотя бы минимальные контакты с иностранными организациями или людьми, а также с российскими организациями, имеющими иностранное финансирование. Естественно, не до всех дойдут руки. Очевидно, признавать будут, исходя из необходимости. В группу риска входят:

  • Недовольные чиновниками и высказывающие недовольство в СМИ и в интернете, а также на публичных мероприятиях;
  • Журналисты, если они написали статью, где угадывается критика чиновников;
  • Активисты общественных движений;
  • Юристы. Эта группа традиционно часто высказывается в СМИ. Среди юристов также много тех, кто получает деньги от иностранных источников, например от иностранных компаний или физических лиц. Меня, например, как юриста-международника очень тревожит необходимость в будущем подписываться не только как «Марина Агальцова, адвокат», а как «Марина Агальцова, адвокат, иностранный агент». Поэтому удивляет молчание Федеральной палаты адвокатов, которая до сих пор так и не выступила с реакцией на законопроект.

Судьба агента

Какие последствия влечет за собой признание человека иностранным агентом? Ст. 2 законопроекта предполагает обязанность маркировать любую информацию сообщением о том, что она исходит от инагента. Даже если информация публикуется на информационном ресурсе иного лица. То есть если журналист «Коммерсанта» возьмет комментарий у физлица-инагента, то журналист в статье должен будет указать на инагентство, например: «господин Иннокентий Капланов, основатель стартапа «Ай-ти Про», доктор технических наук, иностранный агент, утверждает, что…». Если маркировка отсутствует, то законопроект предусматривает блокировку публикации.

Пока законопроект не предусматривает штрафа за отсутствие маркировки, но, вероятно, это дело поправимое. Во-первых, законодатель может такой штраф ввести. Во-вторых, даже в нынешней редакции ст. 1 законопроекта предусматривает, что «положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций». Поэтому можно ожидать, что к физлицам-инагентам будут применять штрафы за отсутствие маркировки, как и в ситуации с НКО.

Кстати, штрафы весьма велики. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей. На должностное лицо — от 100 000 до 300 000 (ч. 2 ст. 19.34 КоАП). Сейчас в отношении «Международного Мемориала», который организует ежегодную акцию «Возвращение имен», возбуждено девять производств за отсутствие маркировки в соцсетях (минимальная совокупная сумма штрафов 2,7 млн рублей). Столько же производств в отношении должностного лица «Мемориала» (минимальная совокупная сумма штрафов 900 000 рублей).

Кроме маркировки информации, законопроект требует, чтобы физлицо, признанное «СМИ-иностранным агентом», учредило юридическое лицо, которое с момента регистрации автоматически признается «иностранным агентом». Пока законопроект не предусматривает санкции за отказ зарегистрировать такое юридическое лицо. Но это, на мой взгляд, не проблема. Когда ввели обязанность для НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов, то сначала никаких штрафов за невключение в реестр не было. Но когда поняли, что НКО не встали дружными рядами в очередь за регистрацией в списке «агентов», ввели штрафы. Теперь за невнесение себя в реестр на юридических лиц накладывается штраф в тех же размерах, что и за отсутствие маркировки (ч. 1 ст. 19.34 КоАП).

Содержание юридического лица может обходиться в копеечку. С момента регистрации оно приобретает обязанности НКО-иностранного агента, то есть должно раз в квартал сдавать отчетность в Минюст о своей деятельности. А раз в год ему придется проводить аудит и сдавать аудиторское заключение в Минюст. За непредоставление — штраф до 300 000 рублей.

Помимо учреждения юридического лица, маркировки и отчетности, есть еще один неприятный момент — отношение людей. В опросе, проведенным «Левада-центром» (в нем участвовало 1600 граждан), был задан вопрос: «Что, по-вашему, значит сочетание «иностранный агент»?». 62% опрошенных ответили, что иностранный агент — это «шпион, представитель иностранных спецслужб, агент, работающий под прикрытием», или «скрытый внутренний враг, действующий в России в интересах других стран, пятая колонна». Этим недоразумением широко пользуются журналисты второсортных СМИ, когда снимают пасквили-репортажи о работе НКО-«иностранных агентов».

Впрочем, не только журналисты: госорганы тоже этим пользуются. Вот, например, раньше на сайте Минюста красовалась такая публикация, где сообщение о признании НКО иностранным агентом было недвусмысленно проиллюстрировано образом шпиона.

Сейчас на сайте Минюста этой публикации нет, однако она до сих пор есть на сайте управления Минюста в Пермском крае, которое продублировало эту публикацию на своем сайте.

Виды на будущее

Россия — не первая страна, в которой ищут иностранных агентов среди обычных граждан. В США всю первую половину XX века искали «красных агентов» среди американцев. В 1947 году президент Гарри Трумэн подписал указ №9835, также известный как «Приказ о лояльности». Целью приказа было выявить и убрать из государственных органов людей, сочувствующих коммунизму. С начала 1950-х и до 1954 года антисоветская паранойя в США достигла пика. Лицом паранойи был сенатор из Висконсина Джозеф Маккарти.

К 1952 году расследования по «Приказу о лояльности» были проведены в отношении более 4 млн человек. 378 человек были уволены. С мая по декабрь 1953 года около 2700 федеральных служащих лишились мест. К 1954 году еще 6900 лишились работы. Их либо уволили, либо они сами уволились из-за проведенных в отношении них расследований (источник: Rackow, F. (1961). The Federal Loyalty Program: Politics and Civil Liberty).

Однако когда в 1954 году Маккарти замахнулся на армейских лидеров и сотрудников администрации президента, то получил резкий публичный отпор, который ознаменовал конец эпохи маккартизма. Через шесть месяцев, в июле 1954 года, его лишили статуса сенатора за посрамление репутации законодательной власти. Поиск «красных агентов» сошел на нет.

Но вернемся в современную Россию.

Очевидно, надежды на то, что президент не подпишет законопроект о СМИ-инагентах, нет. Остается лишь, по аналогии с американской историей 50-х, ждать, когда через пару-тройку лет какого-нибудь важного и системного человека признают СМИ-инагентом. Это приведет к громкому скандалу. Возможно, это подтолкнет к отмене или изменению этого странного, всеобъемлющего и неясного закона. Но до этого момента количество иностранных агентов на квадратный метр Москвы и Петербурга, где сосредоточены люди из группы риска, может взлететь к небесам.

Марина Агальцова Forbes Contributor

Общество

Более 100 юных теннисистов станут участниками Всероссийского теннисного турнира памяти Юрия Лужкова

31 августа 2024 г. в Москве стартует ежегодный «Всероссийский теннисный турнир памяти Ю. М. Лужкова»,…

Технологии

Разработчики компании «Р7» завершили обновление «Корпоративного сервера 2024» 

Разработчики компании «Р7» успешно выполнили обновление «Корпоративного сервера 2024». «Р7» сделала более ярким интерфейс: если…

Общество

Индия, ОАЭ, Мексика: Москва заключила международные соглашения в сфере кино

Уже сейчас есть примеры такого успешного взаимодействия. В апреле команда из Индии работала в Москве над лентой «Величайший всех…