Правительство внесло в Госдуму законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Законодатели, мысля антиутопически, готовятся ввести тотальный контроль надо всем, что еще недостаточно упаковано, не полностью прозрачно или трепыхается.
Начинается закон с гигантского перечня разнообразных проверок, имеющих свои особенные процедуры. Забавно, что перечень того, на что закон не распространяется, помещен в самом законе, а то, на что распространяется, находится в приложениях. Из них выясняется, что существует еще более двухсот видов и подвидов федерального, регионального и муниципального контроля.
Принимается новый закон для контроля за соблюдением неких «обязательных требований» для граждан и организаций.
Если государство признает что-то обязательным, то вводит эту обязанность (запрет, ограничение, обусловленность) законодательно, определяя и последствия для нарушителей. Более того, существует федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», принятый в 2016 году, — закон абсолютно неправовой. Но как ни плох закон о профилактике (а плох он превентивными ограничениями прав граждан, ничем не погрешивших, но «склонных» к совершению правонарушений), все же понятно, о чем он. Новый же закон о контроле принимается не вместо закона о профилактике, а помимо него. Читая его, трудно отвязаться от мысли, что этот контроль простирается и в надземные, и в загробные пространства.
Об «обязательных требованиях» в законопроекте сказано, что это «условия, ограничения, запреты, обязанности, устанавливаемые и предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской и иной деятельности… установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей… Юридическую силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством».
Вот пример. По закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство «уважает внутренние установления религиозных организаций», каковые установления закреплены в их зарегистрированных Минюстом уставах. Уставы же эти, помимо обычных для всех юридических лиц положений, отсылают к высшим авторитетам, священным писаниям и преданиям. Это могут быть разные сверхъестественные материи, цели и задачи — например, попадание в конечном итоге верных — наверх, а всех прочих — в геенну огненную. Вот вам и «обязательные требования». Полиция защищает святое православие, а патриархия вроде бы и ни при чем.
Такими грациозными юридическими телодвижениями авторам законопроекта удается обхитрить Конституцию. Ведь права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Так вот вам федеральный закон о том, что ваши права могут быть ограничены чем угодно, вплоть до правил Трапезундского собора. И возникающая в этом контексте полиция нравов — лишь небольшая часть тех репрессивных возможностей, которые открываются законом «о контроле вообще».
Список видов контроля в приложениях к законопроекту охватывает дай бог десятую часть запретов и обязанностей, которые можно выудить из 6686 действующих сегодня федеральных законов. Законодатели, надо полагать, решили не выкладывать все разом, а обеспечить работой будущие поколения депутатов.
Но и уже заготовленного контроля хватает с головой. Вряд ли найдется лицо, подпадающее одновременно под контроль за картографией, за производством презервативов, за архивным делом и пробирной палатой. Но и на отдельно взятого человека, не говоря уж об организации, контролеров будет достаточно. Стоит представить себе нашествие проверяющих поочередно, а то и одновременно, соблюдение законодательства об НКО, о защите детей от информации, о защите интеллектуальной собственности. Инспектирующих обработку персональных данных и потребление табака, перевозку пассажиров и багажа легковым такси и, само собой, надзирающих «за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
При этом заботливое правительство предписывает, что при осуществлении контроля «степень вмешательства в деятельность граждан и организаций не должна быть чрезмерно обременительной». То есть обременительной, но не чрезмерно. Никаких излишеств. Законопроект предусматривает всего лишь осмотр, досмотр, видеонаблюдение и фотофиксацию, опрос, сбор информации, получение объяснений, инвентаризацию, экспертизу, отбор проб, истребование и изъятие документов… Ни тебе дыбы, ни испанского сапога. Как в басне: «Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять, да и того им жаль отдать».
Правда, тут же указано, что особо цацкаться с правами человека контролеры не будут: «Принцип недопустимости злоупотребления правом означает, что при организации и осуществлении государственного контроля… граждане и организации не могут пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля».
А чего, собственно, бояться честным советским людям?