Когда я вернусь (Алесандру Галичу — 100 лет)

22 октября 2018
Стиль жизни

Ровно сто лет назад в Екатеринославе родился Александр Аркадьевич Галич, настоящая фамилия — Гинзбург. Галич — литературный и актёрский псевдоним, составленный из букв фамилии («Гал»), имени («А») и отчества («ич»).

На могиле Галича, похороненного в предместье Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де Буа, можно прочитать его собственные строки:
Хоть иногда подумай о других!
Для всех, равно, должно явиться слово.
Пристало ль — одному — средь всеблагих
Не в хоре петь, а заливаться соло?

И не спеши,
Ещё так долог путь.
Не в силах стать оружьем — стань орудьем,
Но докричись хоть до кого-нибудь,
Хоть что-нибудь оставь на память людям.

Мы знаем Александра Галича в первую очередь как одного из тех, кто стоял у истоков зарождения авторской песни — популярнейшего жанра современного искусства.

А начиналось всё совсем по-другому: в конце сороковых годов по всей стране распевали «До свиданья, мама, не горюй», песню из спектакля «Походный марш» («За час до рассвета»), автором которой был Галич, как, впрочем, и самой песни. Его перу принадлежали и некоторые другие, популярные в то время песни.

Литератор, драматург, поэт, актёр, баловень удачи, любимец литературной и театральной Москвы — судьба его поначалу складывалась весьма успешно.

В юности Галич писал стихи, которые получили высокую оценку в печати. Занимался в оперно-драматической студии под руководством К.С. Станиславского (это был последний набор великого мастера). В годы Великой Отечественной войны был одним из создателей фронтового театра, которым руководил Валентин Плучек. Затем прославился как драматург и киносценарист; им написаны пьесы «Вас вызывает Таймыр», «Пароход зовут «Орлёнок»» и другие. По сценариям Галича поставлено несколько кинофильмов, в том числе широко известная картина «Верные друзья» (режиссёр М. Калатозов).

Но уже в 1958 году была запрещена пьеса Галича «Матросская тишина», и спектакль, которым должен был открыться зарождавшийся в ту пору театр «Современник», не состоялся.

В начале 60-х годов появляются первые песни Галича — едкие, полные горечи и сарказма, которые отличались прежде всего высокой гражданской позицией автора, непримиримого к несправедливости. Направлены они были против сталинизма, партчванства, чиновников от искусства, бюрократов всех рангов. В них бичевались и высмеивались социальные язвы общества, недостатки, преступления.

До поры до времени это терпели — почитали, вероятно, за блажь. Тем более происходило это во времена «оттепели».

Но затем наступило похолодание, началась эпоха «заморозков». Над головой автора стали сгущаться тучи. В 1967 году в Новосибирске состоялся большой концерт бардовской песни. Галич выступил там блестяще — завоевал главный приз, ему была вручена почётная грамота Сибирского отделения АН СССР. Но, с другой стороны, он вызвал ненависть и негодование местных чиновников. В газете появилась статья, расценившая выступление Галича как антисоветскую деятельность. Она и явилась сигналом к началу всеобщей травли автора, которая была организована по всем правилам этого «искусства»: его порочили в печати, пугали уголовной ответственностью, по его адресу следовали недвусмысленные угрозы, намёки, запреты на сочинение(!) песен, на выступления.

Но он продолжал писать, а главное — исполнять свои песни. И «оргвыводы» действительно последовали: в 1971 году Галич был исключён из Союза писателей и из Литфонда, затем — из Союза кинематографистов. С ним расторгли договоры на написание пьес, киносценариев, запланированного к выпуску сборника песен. Произведения его были повсеместно запрещены.

Александр Аркадьевич не хотел покидать страну, которую любил, с которой был связан кровными и духовными узами. Три года он боролся и на что-то надеялся. Но, находясь под жесточайшим прессингом высоких инстанций, без средств к существованию, летом 1974 года Галич всё-таки страну покидает. Фактически это было изгнание. Умирает он в Париже три года спустя в результате, как было официально заявлено, несчастного случая. При этом существует небезосновательная версия о насильственной смерти большого русского поэта путём внешнего вмешательства.

Не могу отказать себе в удовольствии воспроизвести одно из любимейших моих глубоко философских стихотворений Александра Галича.

ПСАЛОМ Б. ЧИЧИБАБИНУ

Я вышел на поиски Бога.
В предгорьи уже рассвело.
А нужно мне было немного —
Две пригоршни глины всего.

И с гор я спустился в долину,
Развёл над рекою костёр,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растёр.

Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.

И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!

Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбе́й —
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне:
— Иди и убей!..

И канули годы. И снова —
Всё так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
— Иди и убей!

И шёл я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И бог, сотворённый из страха,
Шептал мне:
— Иди и убей!

Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог —
На поиски доброго Бога
И — ах, да поможет мне Бог!

На данном изображении может находиться: 1 человек, гитара
Технологии

Разработчики модуля «Р7-Команда» рассказали о нововведениях в версиях для мобильных устройств

Стали доступны новые версии приложения «Р7-Команда». Речь идёт о масштабном обновлении модуля видеоконференцсвязи «Р7-Команда» для…

Общество

«Шансон Года 2024»: песни на стихи Михаила Гуцериева получили 13 наград

На концертной площадке «LIVE Арена» 20 апреля прошла ХXIII церемония вручения премии «Шансон года». Мероприятие…

Общество

Более 20 НКО представят товары на благотворительной ярмарке фестиваля «Город неравнодушных»

Все средства направят на помощь подопечным столичных некоммерческих организаций. 13 и 14 апреля на территории…