Кино «про Навального». Сериал «Спящие» – экранизация страхов и иллюзий Кремля

12 октября 2017
Общество

«Здесь самые недовольные не голодные, а сытые»

Для федерального телевизионного эфира Алексея Навального не существует, но если дождаться окончания программы «Время», то можно, не переключая канал, услышать узнаваемые реплики о жуликах и ворах – кроме Навального, никто не использует обороты типа «тыкать власть острой палкой»; стандарты российского двоемыслия допускают такую ситуацию, когда фигура умолчания из новостей может стать персонажем для художественного сериала, подразумевающего, что его аудитория в курсе, о ком идет речь. Первый канал, в эфире которого никогда не было ни «Анатомий протеста», ни «шпионских камней» и самым неприличным достижением которого остается «распятый мальчик», редко решается на прямые политические высказывания за пределами новостного эфира – пространство после программы «Время» принадлежит «Вечернему Урганту», шоу «Голос» и сериалам типа «Метода», и по крайней мере поэтому политический триллер «Спящие» в эфире Первого выглядит политической же сенсацией.

Дело даже не в том, что сериал об американской агентуре, противостоящей росту могущества нашей энергетической сверхдержавы, может быть заказан Администрацией президента или спецслужбами; в конце концов, продюсер фильма Федор Бондарчук – сам себе администрация и сам себе спецслужба, а политические взгляды сценариста Сергея Минаева известны давно, и сюжет не выходит за пределы этих взглядов. Напрашивается сравнение с советскими аналогами формата «ТАСС уполномочен заявить», но чекистское кино в Советском Союзе снималось под прямую диктовку андроповского ведомства и не позволяло себе ничего сверх того, что писалось в реальных нотах ТАСС, а «Спящие» больше похожи на скандальный роман 1969 года «Чего же ты хочешь?» Всеволода Кочетова – современники тоже думали, что это заказ Кремля или КГБ, но, судя по последующим разгромным рецензиям и отсутствию переизданий, ультралоялист Кочетов действовал сам. В его романе по шестидесятнической Москве, почти как в «Мастере и Маргарите», шныряла группа загадочных гостей в составе старого эсэсовца, белоэмигранта, проститутки и американского спецназовца. Их прислало ЦРУ для идеологических диверсий, и они быстро нашли в Москве множество не называемых по именам, но легко узнаваемых союзников, от славянофила Солоухина до либерала Окуджавы. Ни Суслов, ни Андропов не заказывали Кочетову такого романа, но это и не имело значения – коллективное бессознательное советских консерваторов автор «Чего же ты хочешь?», будучи убежденным советским патриотом, описал подробно и жутко.

«Спящим» тоже не нужен прямой ⁠заказ – мир, в котором ⁠разворачивается действие сериала, ⁠создан не Минаевым и не Бондарчуком, а политическим блоком ⁠Кремля и федеральными телеканалами. Они создавали этот мир на протяжении ⁠многих лет. В этом мире за исламистскими терактами на Ближнем Востоке обязательно стоит ЦРУ, политические убийства в России организуются им же с целью дестабилизации, переходящей в «майдан», если у чиновника за границей учатся дети, то он рискует быть завербованным, либеральная пресса привычно мутит воду, а популярные блогеры строчат комменты под диктовку нанятых американцами политтехнологов. Этот мир давно существует в новостях федеральных каналов, и его экспансия в развлекательный масскульт была вопросом времени – даже странно, что кино «про Навального» сняли только сейчас. Постановщик «Спящих» Юрий Быков несколько лет назад прославился зубодробительной ЖКХ-драмой «Дурак», восторженно принятой оппозиционной аудиторией, и выбор именно такого режиссера для радикального патриотического кино – несомненная удача продюсеров; если человек умеет снимать прямолинейную пропаганду, то не имеет значения, с каким знаком она будет сформулирована.

Но даже в исполнении режиссера, не хватающего звезд с неба, художественное осмысление пропагандистских паттернов – дело всегда рискованное. То, что привычно звучит в новостях и политических ток-шоу, в художественном произведении, законы которого сильнее кремлевских установок, окажется фальшивым и глупым. Искусство, даже если речь идет о самых низких жанрах, всегда будет проверкой для идеологии, и было бы странно, если бы эклектичная система преувеличений и умолчаний, заменяющая нынешнему Кремлю идеологию, прошла такую проверку.

Чтобы шпионская сеть могла на равных противостоять чекистам, в эту сеть должно быть втянуто очень много самых высокопоставленных людей – эта простая формула пока слишком радикальна для реальной пропагандистской риторики, но в кино без нее все бы развалилось, поэтому шпионами оказываются вообще все: начальники департаментов, заместители министров и, кажется, даже вице-премьер (которому в духе модных теорий о злокозненном «экономическом блоке» правительства достойно отвечает патриотический генерал ФСБ – вице-премьер, которого играет сам Бондарчук, обещает доложить о поведении генерала премьер-министру, а генерал в ответ гордо напоминает, что его служба подчиняется «первому лицу государства»).

Когда нам показывают нанятых американцами блогеров, создатели фильма сажают их в просторный офис, в котором они, получив инструкции на совещаниях, пишут под диктовку то, что нужно их американским хозяевам. Очевидно, именно так и представляют себе оппозиционную блогосферу недовольные ею чиновники и чекисты, но это такое смутное представление, недоформулированное, а когда оно превращается в сериальную сцену, где все наглядно, то получается Ольгино, и случайности здесь нет – об оппозиционных «офисах с блогерами» никто ничего не знает, а о прокремлевских таких офисах много писали, они существуют, есть свидетельства людей, в них работавших, и замещения здесь не избежать.

Один из скорее положительных героев «Спящих» – журналист влиятельной независимой газеты, и все, что связано с этой газетой, превращается в какой-то безумный соцреализм – в России десятых таких газет нет, в России десятых главный редактор большой газеты будет бегать на совещания в Кремль, и даже интервью Навального (в сериале у него, конечно, другая фамилия) на первую или на какую угодно полосу он поставить не решится, и уж совсем смешно, когда в руки журналистов попадает видеозапись, за которой охотится ФСБ, и репортер звонит знакомому чекисту – мол, посмотри у нас на сайте через пять минут. Чекист робко интересуется: может быть, не стоит публиковать? – а когда журналист объясняет ему, что не публиковать нельзя, чекист покорно соглашается и идет искать компьютер. Стоит заметить, что репортер, выполняющий вполне стажерские задания, живет в собственном доме в дорогом коттеджном поселке, ездит на хорошей машине и вообще прекрасно себя чувствует – наверное, это что-то говорит об отношениях создателей «Спящих» с реальностью.

Поскольку идеологическую составляющую с помощью одних убийств и погонь сформулировать нельзя, в «Спящих» много разжевывающих установочных монологов и диалогов. Завербованный ЦРУ чиновник, готовя провокацию, возмущается «лагерной этикой» чекистского начальства – чекисты не любят оправдываться, а врагу нужно, чтобы они пустились в публичные объяснения, и то, что генерал ФСБ не идет на поводу у врагов, свидетельствует, что «лагерная этика» – дело на самом деле хорошее («социально близкие» бандиты, в том числе кавказские, в «Спящих» тоже есть – когда речь заходит о государственной безопасности, они всегда пойдут навстречу чекистам). Наивная героиня пытается обличать лицемерие чиновников, указывая на депутата, внесшего законопроект о защите семейных ценностей, – она знает, что у депутата есть молодая любовница, и называет его лицемерным дерьмом, ссылаясь на то, что в «нормальных странах» такое невозможно, но более мудрый герой говорит, что во всех странах так, и спор на этом закончен. Люди, которых в «Спящих» называют «приличными и рукопожатными», на самом деле такие же лицемеры, как и чиновники, а те, которые называют себя «глобал рашнз», – вообще все воры и коррупционеры. «Здесь самые недовольные не голодные, а сытые», – удивляется положительный чекист, проездивший много лет по горячим точкам и потому пропустивший разложение и деградацию московского креативного класса. Когда журналист спорит с ним и говорит, что если не будет свободы слова, то страна погрязнет в дерьме, чекист отвечает, что главное – чтобы страна существовала, а с дерьмом разберемся потом, а когда журналист называет чекиста опричником, тот с достоинством отвечает, что он не опричник, а овчарка, которая охраняет. «Охраняет стадо баранов? – подхватывает журналист. – Мы бараны?» Чекист не возражает и говорит, что журналист имеет право иронизировать, пока не пришли волки. «А если они не придут?» – «Значит, мы хорошо работали».

Оценивать пропагандистский потенциал «Спящих» трудно – чтобы донести до широкой аудитории опасность «украинского сценария» (это после очередного убийства, взрывающего блогосферу, умный чекист сразу спрашивает коллег: «Украинский сценарий? Хотят вывести людей на улицы?»), есть множество более эффективных и дешевых телевизионных способов; громоздкое кино в этом смысле всегда проиграет политическим ток-шоу и новостям. Гораздо более важным кажется его психоаналитический эффект для Кремля – вот посадить перед телевизором того же Сергея Кириенко, или Антона Вайно, или самого Путина, показать им все серии подряд и спросить: сами-то вы в это верите? «Спящие» – подробная экранизация страхов и иллюзий российской власти, по крайней мере теоретически позволяющая ей самой ужаснуться тому, как у нее все запущено.

Олег Кашин
Журналист

Общество

Число участников проекта «Активный гражданин» превысило семь миллионов

За 10 лет работы проекта было собрано более 260 миллионов мнений по самым разным вопросам. Число участников «Активного гражданина»…

Общество

Индия, ОАЭ, Мексика: Москва заключила международные соглашения в сфере кино

Уже сейчас есть примеры такого успешного взаимодействия. В апреле команда из Индии работала в Москве над лентой «Величайший всех…

Общество

Fix Price посадит 100 туй в школах Орла

5 октября 2024 г. компания Fix Price проведет посадку деревьев в пяти школах города Орла…