КГБ‑рок. За созданием легендарного Ленинградского рок‑клуба стояли органы госбезопасности

4 сентября 2020
Общество
Большая часть архивов советских органов госбезопасности остаются засекреченными. Но в некоторых странах бывшего СССР оставшиеся документы постепенно публикуются и анализируются. В очередной порции рассекреченных методичек КГБ, сохранившихся на территории Литвы, украинский историк Эдуард Андрющенко обнаружил статью, автор которой прямо утверждает — Ленинградский рок-клуб, где играли главные группы русского рока, в том числе «Кино» и «Аквариум», создавался под прямым контролем спецслужбы.

Методичка чекиста

В 1986 году Комитет госбезопасности СССР издал очередной сборник статей «Труды Высшей школы», предназначенный для закрытого круга читателей. 444-страничный том носит гриф «Совершенно секретно», отпечатанный прямо на обложке. Все экземпляры были пронумерованы. Отсканированный и выложенный (pdf) на сайте KGB Documents сборник предназначался для спецбиблиотеки КГБ Литовской ССР.

Один из материалов «Трудов» под заголовком «Некоторые вопросы профилактики негативных процессов, осуществляемой советской контрразведкой в сфере борьбы с идеологической диверсией противника» написал майор КГБ В. Г. Веселов.

«Негативные процессы», о которых идет речь в статье — это любые настроения и действия граждан, в которых органы госбезопасности видели угрозу советскому строю. К этой категории относили в том числе увлечение рок-музыкой и возникновение молодежных субкультур.

Одна из идей, которыми делится Веселов — эффективность «перевода неофициально возникающих группирований на официальную основу, направления негативного процесса в политически выгодное русло». В качестве примеров таких проектов КГБ упоминает два ленинградских творческих объединения — литературный «Клуб-81» и «рок-клуб».

Веселов, по данным историка Никиты Петрова, в середине 1980-х работал в Первом отделе Пятого управления центрального аппарата КГБ, то есть сферой его деятельности были творческие союзы.

Веселов в статье утверждает, что на позиции руководителей клубов Комитет «продвинул» своих агентов, имеющих авторитет в творческих кругах.

Склейка 203 и 204 страниц издания КГБ «Труды Высшей школы» 1986 года

Автор приводит ссылки на том дела, хранившегося на момент написания статьи в Центральном архиве КГБ. Шансы изучить эти документы почти равны нулю: подобные дела массово уничтожались в 1990-1991 годах, и если даже оно уцелело, то вряд ли рассекречено.

Контроль или видимость

Эти несколько абзацев в «Трудах Высшей школы» — первое документальное подтверждение причастности КГБ к созданию Ленинградского рок-клуба. Тем более, что материал носил гриф «Совершенно секретно». В интервью и мемуарах об этом говорилось с начала 1990-х.

Вероятно, первым, кто рассказал об этом, генерал-майор КГБ в отставке Олег Калугин. В частности, в книге «Прощай, Лубянка» он пишет:

«Вопреки ожиданиям обкома, Пятая служба высказалась не за ужесточение санкций против поклонников Запада, а всего лишь за объединение всех неформальных писателей, музыкантов и художников под одной крышей, с тем чтобы облегчить КГБ и соответственно обкому управление процессами, проходящими в среде неформалов. В результате этой инициативы через агентуру Управления был сколочен первый в Ленинграде «рок-клуб», затем отдельным сборником «Круг» в государственном издательстве опубликована художественная проза и стихи «непризнанных» писателей, состоялось несколько выставок самодеятельных живописцев».

Среди состоявших в рок-клубе музыкантов эту версию не раз поддерживал Борис Гребенщиков.

«Напомню: петербургский рок-клуб был основан КГБ. Идея была собрать всех подозрительных в одно место, чтобы за ними было легче присматривать. Она обернулась тем, что все подозрительные начали дружно играть, к ним еще подтянулись, и эта штука совершенно вышла из-под контроля. А главное, что люди получили сцену. И любой парень в городе Петрозаводске знал, что он может приехать сюда и будет принят. Рок-клуб существовал довольно долго, около пяти лет. Он исчез по вполне понятным причинам — потому что КГБ распался», — говорил он в 2005 году в интервью «Известиям».

Секретарь Ленинградского рок-клуба Ольга Слободская уверена в обратном: чекисты лишь приписывали себе заслугу создания этого объединения. Местные рок-музыканты трижды пытались объединиться в клуб начиная с 1970-х — и лишь четвертая попытка оказалась успешной. Она уверена, что процесс изначально был стихийным. К 1981 году в КГБ поняли, что поклонников рока стало слишком много, и тогда на очередную попытку создать клуб дали «добро». Уверенность властей, что так они смогут контролировать рокеров, оказалась обманчивой.

«»Мы создали» — это им так нравилось говорить. Конечно, они получали за это «звездочки» — за то, что провели такую «спецоперацию». А на самом деле они просто зафиксировали то, что и так уже происходило», — уверена Слободская.

По ее словам, повышенный интерес КГБ к рок-клубу в те годы ни для кого не был секретом. «Люди в штатском» обязательно приходили на каждый концерт в зале клуба на Рубинштейна, 13 вплоть до 1988 года.

Во время концерта в Ленинградском рок-клубе. Фото: Иван Куртов /Фотохроника ТАСС

Схожей позиции придерживается и второй президент рок-клуба Николай Михайлов. В интервью «Радио Свобода» он говорил, что сотрудники КГБ появились в рок-клубе лишь через два года после его создания.

«С моей точки зрения, никакая силовая, идеологическая структура никогда не могла бы создать Ленинградский рок-клуб только по одной причине: это было народное движение снизу, которое началось еще в конце шестидесятых, продолжилось в семидесятых и окончательно оформилось к 1981 году», — считает Михайлов.

С его точки зрения роль КГБ в работе рок-клуба была положительной. В отличие от милиции чекисты передавали в обком партии вполне объективную информацию о музыкантах.

Литературные агенты

Роль КГБ в возникновении литературного «Клуба-81» изучена лучше — ее, в частности, описал в своей книге основатель объединения Борис Иванов. В конце 1980 года к неформальному ленинградскому поэту Виктору Кривулину подошел сотрудник госбезопасности с требованием прекратить выпуск самиздатовского журнала.

«Взамен гэбист предложил компенсацию: разрешение создать клуб поэтов, в котором Кривулин мог бы играть главную роль», — рассказывает Иванов.

Кривулин отказался, а вот Иванов и его соратники, узнав о такой инициативе КГБ, сами назначили встречу оперативнику и начали переговоры о создании творческого союза. Так вскоре и появился «Клуб-81». Слухи о таком сотрудничестве Иванова и компании с «органами» поползли по литературной среде Ленинграда моментально.

«Медиазона» пообщалась с одним из членов «Клуба-81» — поэтом, переводчиком, главным редактором сайта «Радио Свобода» Дмитрием Волчеком. Он подтвердил, что о контроле клуба со стороны КГБ все хорошо знали.

«Не сомневаюсь, что среди членов Клуба было немало сексотов, мы кое-кого подозревали, но покаялся лишь один — критик Юрий Новиков, постоянный автор нелегального литературного журнала «Часы». Пытались завербовать и меня: в конспиративном кабинете, почему-то в здании консерватории», — вспоминает Волчек.

Встречи сотрудников КГБ с представителями «Клуба-81» были и приватными, и официальными.

Среди кураторов «Клуба-81» Дмитрий Волчек упоминает Виктора Черкесова — приятеля Путина по службе в КГБ.

Общество

Работы юных москвичей представят на выставках «Наследие моего района»

Две из них — в парке «Фили» и на Рождественском бульваре — уже можно посетить….

Общество

Школа по профилактике падений и переломов у пожилых людей пройдет в Воронеж

5 июня в Воронеже состоится школа по внедрению комплекса мер, направленного на профилактику падений и…

Общество

Татьяна Буланова презентовала песню «Мама моя милая» на стихи Михаила Гуцериева

Самый душевный голос России, Татьяна Буланова представила на суд слушателей новую песню – «Мама моя…