Как СМИ рассказывают о кандидатах в президенты

19 февраля 2018
Общество

Контрпиар против Грудинина, неактивный Путин и другие тренды кампании

Выдвижение Владимира Путина на четвертый срок и текущая деятельность в декабре освещались в СМИ активнее, чем его избирательная кампания в начале 2018 г. Это следует из данных об упоминаемости кандидатов в президенты, предоставленных «Ведомостям» компанией «Медиалогия». С 27 ноября по 3 декабря Путин упоминался в СМИ 77 009 раз, на следующей неделе, когда объявил о выдвижении, – уже 94 366 раз, а еще через неделю число упоминаний увеличилось до 121 753 и до конца года не опускалось ниже 100 000. Но в январе – феврале упоминаемость президента заметно упала и – без учета затишья в первые дни января – варьировалась от 80 000 до 95 000 публикаций (пик пришелся на неделю 29 января – 4 февраля, когда кандидаты сдавали подписи в Центризбирком).

Своих конкурентов Путин превосходит почти на порядок. Например, для занимающих 2–3-е места телеведущей Ксении Собчак (67 686 упоминаний за два месяца кампании) и выдвиженца КПРФ Павла Грудинина (60 911) самой удачной оказалась неделя с 5 по 11 февраля, когда проходила регистрация кандидатов: тогда Собчак были посвящены 10 613 публикаций, Грудинину – 10 374. При этом кандидат от КПРФ стартовал почти с нуля – до середины декабря у него было всего 200–300 упоминаний в неделю.

Позитив и негатив
Медиаиндекс, при расчете которого учитываются позитивный или негативный контекст, влиятельность источника информации и другие параметры, дает несколько иную картину. Тут Грудинин уступает и Собчак, и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому, а на неделе с 5 по 11 февраля выдвиженца КПРФ обогнал и бизнес-омбудсмен Борис Титов с его лондонским списком бизнесменов, желающих вернуться в Россию. О Грудинине негативных сообщений больше, чем о других кандидатах, поясняет пиар-директор «Медиалогии» Надежда Жуковская.

Поводы для негативных оценок нашлись у всех кандидатов. Например, в минус Грудинину пошли новости об обнаруженных у него зарубежных счетах и о падении рейтинга. В негатив Собчак эксперты записали ее заявление о «неполноценности» жителей Крыма и сообщения о росте ее антирейтинга до 90%. Медиаиндекс Григория Явлинского («Яблоко») понизили новости о том, что Собчак обходит его по популярности, и обвинения со стороны Алексея Навального в подделке 60% подписей. Наконец, против Путина сыграло требование Собчак снять его с выборов и заявления экс-руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова о возможной роли Кремля в допинг-скандале.

По упоминаемости на федеральных телеканалах Путин тоже вне конкуренции, но по другим кандидатам ситуация заметно отличается. За два месяца кампании второе место занимает Жириновский (805 упоминаний), далее идут Грудинин (565), Титов (497) и Явлинский (471), Собчак — лишь шестая (445).

КПРФ в ежедневном режиме отслеживает медиаиндекс Грудинина, говорит секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Например, 15 февраля 78% теленовостей о нем были негативными, отмечает коммунист: «Телеканалы дают наибольшую долю в медиаиндексе. У всех сообщения нейтрально-положительные, кроме Грудинина: до 80% негативных сюжетов в информпрограммах. На рейтинг это тоже влияет, больше всего внушаемы женщины пенсионного возраста. Грудинин покусился на путинский электорат, «мягкие путинцы» начали переходить к нему, а этого не хотят допустить».

После начала кампании СМИ стали сдержаннее в оценках и это продолжится и в ходе агитации на ТВ, ведь «жалобы в ЦИК на негативное освещение никто не отменял», считает пресс-секретарь штаба Собчак Ксения Чудинова: «Заседание в Верховном суде, когда Собчак требовала снять Путина с выборов, ни один из телеканалов не показал. Но мы им спуску не даем – если не будут давать эфир, будем жаловаться в ЦИК, у нас такая стратегия борьбы».

читать полностью

Общество

Галимжан Есенов: Россия привезла больше всего бегунов на Almaty Marathon

Участниками Almaty Marathon стали 1,4 тыс. бегунов. Для участия в мероприятии в Алматы прибыли представители…

Бизнес и финансы

Интерактивная реклама стала ключевым инструментом для удержания внимания потребителей

В эпоху информационной перегрузки, когда традиционные рекламные форматы теряют эффективность, маркетологи все чаще обращаются к…

экономика

Шины отечественного производства получили положительные отзывы от экспертов всероссийской программы оценки качества

Грузовые шины Шинного комплекса KAMA TYRES получили профессиональное признание и стали победителями федерального этапа престижной…