Как Россия научилась предотвращать цветную революцию

22 сентября 2020
Общество

Готовностью решительно применять силу Александр Лукашенко и отличается от Виктора Януковича

Геополитическое поражение России в Украине в ходе острого кризиса 2013–2014 годов стало тяжелым уроком для властей РФ.

Конечно, основную вину за ту внешнеполитическую и дипломатическую катастрофу несет бывший президент Виктор Янукович – партнер российской власти, который не сумел выстроить адекватную ситуации стратегию и тактику поведения. Подобный исход и являлся целью украинской оппозиции. А потеря Украиной Крыма и половины Донбасса рассматривались противниками Януковича как вполне приемлемая цена.

В кризисе 2013–2014 годов вплоть до свержения Януковича Россия не играла активной роли, и в качестве основных акторов и посредников выступал коллективный Запад в лице различных его представителей. Москва тогда показала, что не готова к активной дипломатии и работе на опережение. Нынешний кризис в Белоруссии демонстрирует, что определенные уроки извлечены, и сегодня Кремль готов применять и «мягкую силу», и оказывать своему клиенту многостороннюю помощь, не упуская инициативы, но при этом действуя не на виду.

До дня голосования по выборам президента Республики Беларусь и в первые дни после него Александр Лукашенко проводил вполне самостоятельную политику, ориентированную на «равноудаленность». Ярким воплощением этой политики стала история с задержанием 33 вагнеровцев из России. Казалось даже, что антироссийские тенденции в его кампании преобладают. Возможно, белорусский президент считал, что такой подход привлечет к нему больше голосов, особенно тех избирателей, кто смотрит в сторону от России.

Однако, как выяснилось, заигрывания с постсоветским национализмом неорганичны для Лукашенко, и он на этом не приобрел доверия прозападной публики, каковая и вышла на улицы с протестами. В таких условиях оставалось только звонить в Москву Владимиру Путину, о чем белорусский лидер и поспешил заявить при первом серьезном давлении общества на него. Так был подтвержден статус Кремля как последней инстанции для разрешения споров и оказания поддержки – шаг, на который Янукович не пошел. Москва выдержала паузу. Владимир Путин долгое время вообще избегал делать каких-либо заявления о ситуации в Белоруссии. Но, как теперь становится ясно, оперативные меры были приняты незамедлительно. Резкое изменение пиар-политики Лукашенко следует связать именно с российским содействием и участием.

Настоящий перелом начался после знаменитого облета Лукашенко Минска на вертолете. Зрителю была явлена новая картинка брутального Лукашенко, сжимающего руках оружие и не отпускающего от себя сына. Смысл такого послания был ясен – власть я не отдам, готов сражаться за нее до последней капли крови вместе со своим ребенком. Соответственно протестующие должны были задуматься о цене свержения диктатора.

Дальнейшие шаги в пиар-обеспечении власти были столь же грубо незамысловаты. Они могли вызывать (и вызывали) насмешки у продвинутой публики, но их целью не было сообщение каких-либо достоверных фактов. И лязгающие танки у границ Белоруссии, и претензии Варшавы на Гродно, и американские и польские агенты, и «перехваченный разговор», и «бегство за границу» оппозиционеров – все это преследовало только одну цель: передать «той» стороне, что уступок не будет и что власть расценивает угрозу как очень серьезную и потому воздерживаться от крайних мер в случае необходимости не станет.

Важно и то, что о Лукашенко говорят – в данном случае не важно, что; главное, что он заглушает иных поставщиков новостей. И президент не прячется, не отмалчивается, как Янукович в свое время. Каждый день он на виду. Его символическое братание со спецназом, охраняющим его резиденцию, особенно сильно контрастировало с откровенной сдачей Януковичем бойцов «Беркута».

Готовностью решительно применять силу Александр Лукашенко и отличается от Виктора Януковича. Он уже продемонстрировал показную жестокость при разгоне самых первых протестов, так сказать, авансом – вспомним слова Дмитрия Медведева об украинском кризисе: «Власть не должна быть тряпкой». Но то насилие не было подкреплено медийно-идеологически. Сцены побоищ не получали внятного разъяснения. Теперь же дошла очередь и до него.

Российское содействие заключается не только в нахождении удачных пиар-ходов для президента Белоруссии. Оно предлагает перспективную программу на будущее. Лукашенко именно в ходе беседы с российскими журналистами показал готовность к переменам, даже сказал про досрочные выборы. Запущенная им (видимо, с легкой руки кремлевских пиарщиков) тема про выработку новой Конституции должна служить для сбалансированного образа президента: с одной стороны, его ничем не напугать, с другой – он открыт для реформ, он слышит глас народа, готов признавать свои ошибки: «Наверное, я все-таки пересидел… Наверное, какой-то части людей чуть-чуть надоело».

Разумеется, речь не идет о сдаче пресловутого суверенитета. Если Лукашенко укрепит сейчас свои позиции и в обозримом будущем ему не будет угрожать смещение в результате переворота, то будет наблюдаться дрейф от России, как это и бывало всегда прежде, начиная с урегулирования конституционного кризиса 1996 года при участии Москвы. В Кремле, разумеется, не питают иллюзий на этот счет.

Там решают свои текущие проблемы – недопущение «потери» Белоруссии, подобной «потери» Украины в 2014-м, когда пришлось компенсировать политический провал силовыми действиями с тяжелыми дипломатическими последствиями. Важно также создание прецедента купирования цветной революции в зародыше – того, что прежде никогда не удавалось.

Да, с победителям революций в Киргизии и Армении удавалось договориться – но уже после свержения предыдущей власти. В Минске, очевидно, подобное не удастся, и любые силы, которые бы могли прийти на смену Лукашенко путем силового свержения, явно стали бы проводить курс, неугодный Москве. У Белоруссии нет внешней ловушки, подобной Карабаху, которая бы удерживала ее в сфере российского влияния. Как показывает опыт Украины, а ранее – Прибалтики, в случае обострения отношений с Россией при отсутствии иных ограничивающих обстоятельств лимитрофы делают выбор в пользу решительного разрыва с Москвой. Даже ценой ухудшения экономического положения.

Поэтому избранная Россией стратегия оказания содействия режиму Лукашенко – но без видимого прямого участия (формально оно ограничилось итоговым заявлением Владимира Путина о готовности послать силовиков в Белоруссию, а после добавилось сообщение о кредите в 1,5 млрд долл.) – может считаться работой над ошибками украинского кризиса. Насколько она эффективна – покажут ближайшие месяцы.

Максим Анатольевич Артемьев – кандидат психологических наук, доцент, историк, журналист.

экономика

Лилия Мингазова ответила на актуальные вопросы по страхованию

Лилия Мингазова, возглавляющая направление прямых продаж Федерального страхового сервиса «Альтернатива», ответила на актуальные вопросы по…

Общество

В России учрежден независимый национальный конкурс профессионального мастерства психологов им. Виктора Франкла

Институт ценностно-ориентированной психологии учредил Независимый национальный конкурс профессионального мастерства психологии им. Виктора Франкла. Конкурс стал…

Технологии

CESCA — номинант и финалист премии в области информационных технологий «Приоритет: Цифра – 2024»

Оргкомитет Национальной премии в области информационных технологий «Приоритет: Цифра — 2024» подвёл результаты первого этапа рассмотрения конкурсных…