Как решать конфликты на улицах на примере Хабаровска

4 августа 2020
Общество

Инструкция для власти от урбаниста

Массовые стихийные марши в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала становятся доброй традицией проведения конца недели для десятков тысяч жителей Хабаровска. Такие истории будут повторяться, пока в России не начнут использовать современные практики разрешения городских конфликтов, считает доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Иван Медведев

Город — это ограниченное пространство, где живут люди с самыми разными воспитанием, привычками, взглядами и детскими травмами. Где новые взгляды постоянно встречаются с консервативными. Конфликты для города — это нормально. Ненормально — не уметь их разрешать.

Европейские города на протяжении последних десятилетий пережили множество манифестаций, от локальных протестов NIMBY («не в моем дворе») до массовых беспорядков. Жители требуют доступного жилья, безопасности, гарантий трудоустройства, закрепления гендерных прав, возражают против строительства магистралей и промышленных объектов; огромный пласт общественных движений связан с экологией и устойчивым развитием, а также с защитой культурного наследия. Поэтому уже с начала 2000-х годов в Европе местные власти активно обмениваются опытом реагирования на самые «яркие» запросы горожан.

Так, в полиции Барселоны, где ежегодно проходят даже не сотни, а тысячи протестов, в 2012 году был создан специальный отдел по мирному урегулированию всех типов конфликтов — от соседских до социальных. В штате правоохранительных органов появились психологи, специалисты по посредничеству и медиации, которые ведут переговоры с протестующими. В результате появляются интересные городские практики примирения, когда жителям разрешают перекрывать для протеста трассу, но на определенное время. Так, например, сделали в муниципалитете Монкада-и-Решак в Каталонии, чтобы удовлетворить право водителей на передвижение и одновременно не ущемлять свободу собраний. Аналогичные подходы встречаются в городах Шотландии, Германии, Ирландии, странах Скандинавии.

Во Франции высших и средних чиновников учат разрешать конфликты в Национальной школе администрации (ENA) — элитной академии госслужбы, которую заканчивали и Франсуа Олланд, и нынешний президент Франции Эмманюэль Макрон. В программе разбираются ситуации волнений на расовой и этнической почве, забастовок, градостроительных споров. Правда, с проблемой роста цен на бензин и протестами ZAD-истов французское руководство не справилось. И движение «желтых жилетов» показало, что учились разрешению конфликтов французские власти не бог весть как усердно. Но это не ставит под сомнение идею о том, что система управления конфликтами и их предотвращения в принципе нужна. И в России нужно делать семинары для губернаторов и руководителей городов, чтобы они обладали навыками мирного разрешения споров. В конечном счете, именно это влияет на репутацию госорганов и рейтинг выборных политиков.

Основные концепции разрешения городских конфликтов — коллаборация и критическое планирование. При коллаборации сторонам нужно найти компромисс, причем не важно, каким способом: сгодятся публичные дебаты, слушания, местные референдумы — в общем, любая совместная деятельность власти и жителей. В этом случае градус накала понижается, стороны вступают в диалог лицом к лицу и вырабатывают общее решение. При критическом планировании нужно организовать город нового типа, когда полномочия и финансы перераспределяются в сторону муниципальной власти. Чтобы она напрямую, без указаний «сверху» могла обеспечить всему краю равный и справедливый доступ к общественным пространствам, услугам, рабочим местам, транспорту и здравоохранению. А жители при этом избирали всех местных чиновников (от директора детского сада до прокурора и губернатора), и только сами горожане могли бы их снимать с должностей.

Как видно, в Хабаровске эти модели не используются. С одной стороны, нет никакой легитимной арены, где могли бы вестись переговоры в формате коллаборации, хотя такую площадку довольно легко организовать. С другой — нет и намека на критическое планирование, то есть на то, чтобы расширить реальные возможности жителей Хабаровска влиять на территорию своего проживания. При этом требование жителей края провести открытый суд над Сергеем Фургалом в Хабаровске вполне разумно и укладывается в рамки критического планирования. Люди возражают не столько против конкретного инцидента, сколько против ситуации в целом, когда возможен арест выбранного ими губернатора и назначение вместо него другого против их воли.

Хабаровские «протесты выходного дня» показали, что систему управления конфликтами нужно адаптировать к меняющимся временам. В публичном поле пока что используются лишь стратегии избегания и время от времени появляются идеи силовых методов или коронавирусные нарративы, когда людей пугают вирусом, чтобы они разошлись, то есть смещают фокус проблемы. Все это не относится к способам разрешения городских конфликтов, где требуется новый рефлексивный интерфейс. Действия, совершенные с привычной неповоротливостью, не избавляют от проблем, а лишь переводят их на другой уровень и позволяют отложить их решение.

Общество

Кино как мост: Пекин выходит на мировой рынок — история двух евразийских городов

Когда осень в Пекине набирает силу, культурная делегация, полная кинематографических мечтаний, пересекает горы и реки,…

Общество

«Хранители традиций»: «Без них не начнём» — новый сезон на Leo Classics

10 декабря на видеоплатформе Leo Classics начнётся показ третьего сезона проекта Российского фонда культуры «Без…

Общество

Восемь юных артистов стали героями четвёртого сезона проекта «Молодые таланты»

27 октября на видеопортале Leo Classics начинается показ четвёртого сезона проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»….