К проблеме упоминания Бога в Конституции

  В России  по воле Президента проходит активная подготовка к внесению изменений в основной закон государства. И хотя, по учению Иисуса Христа,  учреждённая им Церковь «не от мира сего», но и она активно включилась в этот процесс. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал православных верующих молиться за то, чтобы в тексте обновлённой Российской Конституции  нашлось место для упоминания  о Боге.  Патриарху согласно вторит и Верховный муфтий    страны Талгат Таджуддин. Как и следовало ожидать, данная  инициатива вызвала  интерес не только со стороны граждан, исповедующих православие и ислам, но и других групп населения.

       Между тем, текст  действующей Конституции Российской Федерации, несмотря на то,  что в нём не содержится слова «Бог» или «боги»,  предоставляет гражданам все права пользоваться ими в соответствии с их мировоззренческими и религиозными взглядами.  Статья 28 ясно гласит, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».  От добра добра не ищут. Какие ещё нужны слова?

      Большинство религий, так или иначе, связаны с понятием «бога».  И если, согласно Конституции, гражданам предоставляется право исповедовать любую религию,  то, как следствие, они обладают также  правом  называть имена богов, принятых в этих религиях.  Представления о Боге (богах) в разных религиях существенно разнятся. Даже в пределах одной конфессии, но разных её ветвей (направлений),  эти различия настолько велики, что не могут найти общего согласия. Так, если в иудаизме и христианстве понятие «бога» носит  преобладающе антропоморфный (личностный) характер, то в деизме бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в его развитие.  В пантеизме же принято отождествление бога и природы, сливающее их воедино и усматривающее проявление бога во всех вещах и явлениях. Ещё более несходств обнаруживается при сравнении таких религий как индуизм, буддизм, различные языческие верования, которые также  имеют право на своё существование, согласно имеющейся Конституции. Своих представлений о боге придерживаются и атеисты, существование которых, как есть надежда, никто пока отменять не собирается.

Включение слова «Бог» в текст Конституции повлечёт за собой необходимость понятийно растолковать это слово, которое было бы понятно каждому человеку. К сожалению, общепонятной и всех удовлетворяющей формулировкой понятия «Бог»  человечество сегодня не располагает. Как бы ни сформулировать, общего согласия не достичь. Включение в текст одной из формулировок неминуемо вызовет протест    той или иной части населения.

    Добавочное включение в текст Конституции слова «Бог» потребует отказа от существующей в ней Статьи 28 и создаст предпосылки для введения государственной  монополии на взгляды граждан и деления религий на угодные и неугодные.  Существует серьёзная угроза соблюдению гарантий свободы совести и индивидуального выбора гражданами  мировоззренческих позиций, что, в свою очередь,  может привести к отказу от незыблемости демократических основ  существования России, провозглашённых действующей на сегодняшний день Конституцией.