Индекс потребительских настроений от Левада-Центра

Потребительские настроения россиян продолжают ухудшаться – в июле по сравнению с маем Индекс потребительских настроений снизился на 6% до уровня 93 пункта.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ

(март 2008 года — 100%)

03.200806.201011.201104.201309.201402.201607.201760708090100

Data1 ИПН
03.2008 100
09.2008 95
12.2008 75
02.2009 62
05.2009 64
06.2009 69
07.2009 72
08.2009 76
09.2009 72
10.2009 75
11.2009 73
12.2009 83
01.2010 78
02.2010 77
03.2010 78
04.2010 77
05.2010 82
06.2010 82
07.2010 82
08.2010 82
09.2010 80
10.2010 84
11.2010 84
12.2010 87
01.2011 77
02.2011 74
03.2011 79
04.2011 78
05.2011 81
06.2011 84
07.2011 80
08.2011 81
09.2011 84
10.2011 84
11.2011 82
12.2011 81
01.2012 84
02.2012 84
03.2012 84
04.2012 85
05.2012 90
06.2012 81
07.2012 80
08.2012 81
09.2012 82
10.2012 80
11.2012 79
12.2012 83
01.2013 82
02.2013 80
03.2013 81
04.2013 81
05.2013 85
06.2013 85
07.2013 83
08.2013 80
09.2013 81
10.2013 79
11.2013 76
12.2013 83
01.2014 82
02.2014 80
03.2014 82
04.2014 84
05.2014 89
06.2014 87
07.2014 83
08.2014 85
09.2014 78
10.2014 78
11.2014 78
12.2014 68
01.2015 63
02.2015 63
03.2015 66
04.2015 70
05.2015 75
06.2015 75
07.2015 69
08.2015 66
09.2015 70
10.2015 69
11.2015 64
12.2015 65
01.2016 57
02.2016 63
03.2016 59
04.2016 64
05.2016 65
06.2016 70
07.2016 69
08.2016 67
09.2016 67
10.2016 72
11.2016 68
12.2016 71
01.2017 71
02.2017 72
03.2017 72
04.2017 76
05.2017 76
06.2017 76
07.2017 75
08.2017 76
09.2017 81
10.2017 77
11.2017 74
12.2017 81
01.2018 79
03.2018 87
05.2018 80
07.2018 75
03.2008 09.2008 12.2008 02.2009 05.2009 06.2009 07.2009 08.2009 09.2009 10.2009 11.2009 12.2009 01.2010 02.2010 03.2010 04.2010 05.2010 06.2010 07.2010 08.2010 09.2010 10.2010 11.2010 12.2010 01.2011 02.2011 03.2011 04.2011 05.2011 06.2011 07.2011 08.2011 09.2011 10.2011 11.2011 12.2011 01.2012 02.2012 03.2012 04.2012 05.2012 06.2012 07.2012 08.2012 09.2012 10.2012 11.2012 12.2012 01.2013 02.2013 03.2013 04.2013 05.2013 06.2013 07.2013 08.2013 09.2013 10.2013 11.2013 12.2013 01.2014 02.2014 03.2014 04.2014 05.2014 06.2014 07.2014 08.2014 09.2014 10.2014 11.2014 12.2014 01.2015 02.2015 03.2015 04.2015 05.2015 06.2015 07.2015 08.2015 09.2015 10.2015 11.2015 12.2015 01.2016 02.2016 03.2016 04.2016 05.2016 06.2016 07.2016 08.2016 09.2016 10.2016 11.2016 12.2016 01.2017 02.2017 03.2017 04.2017 05.2017 06.2017 07.2017 08.2017 09.2017 10.2017 11.2017 12.2017 01.2018 03.2018 05.2018 07.2018
100 95 75 62 64 69 72 76 72 75 73 83 78 77 78 77 82 82 82 82 80 84 84 87 77 74 79 78 81 84 80 81 84 84 82 81 84 84 84 85 90 81 80 81 82 80 79 83 82 80 81 81 85 85 83 80 81 79 76 83 82 80 82 84 89 87 83 85 78 78 78 68 63 63 66 70 75 75 69 66 70 69 64 65 57 63 59 64 65 70 69 67 67 72 68 71 71 72 72 76 76 76 75 76 81 77 74 81 79 87 80 75

Методика построения индекса потребительских настроений

Больше всего снижение субъективных оценок проявилось в отношении будущего – перспективная составляющая сводного индекса ИПН упала на 7%. Именно негативные ожидания развития экономической ситуации в стране, особенно в ближайшие 12 месяцев, стали основным источником разрастания пессимизма и пересмотра сегодняшних планов покупок и потребительских расходов. В мае позитивные оценки ближайших экономических перспектив страны давали 31% опрошенных и сохранялся положительный баланс оценок – оптимистические ожидания преобладали. В июле, количество оптимистов практически не изменилось (30%), но за счет увеличения в полтора раза доли ответов о том, что ближайший год будет плохим для экономики страны (с 21% до 30%) они утратили свое преимущество.

Ухудшение ожиданий на будущее влияет на сегодняшние решения покупателей – люди все чаще склоняются к мнению, что лучше воздержаться от покупок – в июне такой ответ дали 31% опрошенных. На протяжении последних полутора лет такое отрицательное мнение высказывали не более четверти респондентов, а в начале нынешнего года даже еще меньше – 19% (данные марта 2018 г.). Позитивный покупательских настрой способствовал росту товарооборота в стране даже в условиях продолжавшегося снижения реальных денежных доходов населения. Ухудшение субъективных потребительских настроений является предвестником снижения покупательского спроса.

В июле ухудшение оценок менее всего затронуло субъективные представления людей о материальном положении своих семей – текущие оценки почти не изменились, а ожидания на будущее снизились на 4%. Зато усилилась поляризация мнений – выросло не только число пессимистов, но и оптимистов. В предыдущие два года примерно 55- 60% респондентов не ожидали изменений в материальном положении своих семей в ближайший год, а в июле доля таких ответов снизилась до 45% (20% надеются на улучшения и 25% – опасаются ухудшений).

Ухудшение экономических ожиданий населения конечно же связано с планами по повышению пенсионного возраста, а также с решениями о повышении налогов. Негативные ожидания последствий этих мер распространились во всех слоях общества, а не только среди людей старших возрастов (см. рис. 1). Особенно остро отреагировали люди в активном трудоспособном возрасте (25-55 лет) – снижение ИПН составило 8-9%. И только самые молодые люди (в возрасте до 24 лет) не ухудшили свои потребительские настроения.

Рисунок 1

Обещание роста пенсий неработающим пенсионерам (пожалуй, единственный позитивный сигнал в связи с повышением пенсионного возраста) оказалось недостаточно убедительным аргументом даже для малоимущей части населения – среди людей малообеспеченных потребительские настроения в июле снизились более всего (минус 10%) (см. рис. 2). Потребительские настроения самых обеспеченных граждан в июле ухудшались вдвое более низкими темпами (минус 5%).

Рисунок 2

руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни
Марина КРАСИЛЬНИКОВА

 

АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *