Как стало известно “Ъ”, в ближайшее время в России может быть введена плата за пересечение госграницы автомобилями и грузовыми поездами. Минтранс предлагает внедрить плату по аналогии с системой «Платон» и с использованием ее элементов. Деньги нужны на обустройство пограничных пунктов пропуска, эти затраты оцениваются в 250 млрд руб. Перевозчики говорят, что новая плата повысит цену их услуг и может привести к удорожанию импортных товаров, но готовы нести «разумную нагрузку», если это сократит время прохождения границы.
Минтранс хочет ввести плату за пользование пограничными пунктами пропуска транспорта для компенсации расходов на их реконструкцию, обустройство и эксплуатацию. Это предложение, как рассказал “Ъ” источник, знакомый с его содержанием, Минтранс подготовил во исполнение поручений по итогам прошедшего в конце августа в Южно-Сахалинске заседания Государственной пограничной комиссии (ГПК).
На первом этапе платными предлагается сделать автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автотранспорта министерство предлагает брать деньги в зависимости от его категории (легкой или грузовой), а с железнодорожного — за тонну груза. По срокам реализации идеи и размеру платы Минтранс предложений не представил, уточнил источник “Ъ”. По его словам, министерство предлагает создать единого оператора взимания платы по аналогии с системой «Платон», взяв ее элементы за основу для введения нового сбора. «Во второй половине октября Минтранс планирует провести расширенное совещание по этому вопросу»,— сообщил источник “Ъ”. В Минтрансе на запрос “Ъ” не ответили.
Другой знакомый с ситуацией источник “Ъ” сказал, что плата за пользование погранпунктами может быть введена уже во второй половине следующего года. По его словам, создание единого оператора — не единственный вариант.
Возможно, что операторов будет несколько либо плата будет взиматься только на новых, альтернативных пунктах пропуска, построенных с привлечением частных инвестиций, а старые будут работать в прежнем режиме.
Пункты пропуска через границу перешли в ведение Минтранса в этом году, после ликвидации Росграницы. Замминистра транспорта Алексей Цыденов на заседании ГПК оценивал затраты на модернизацию пунктов пропуска в 250 млрд руб. «Из 314 действующих пунктов пропуска не более 20% соответствуют нормативным требованиям по техническому оснащению и обустройству для осуществления госконтроля, а также по санитарно-бытовым условиям для лиц, пересекающих границу. В основном это касается автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Порядка 200–250 пунктов сегодня требуют капвложений на реконструкцию и модернизацию»,— цитировали чиновника информагентства. По его данным, средняя стоимость реконструкции одного пункта пропуска — 1 млрд руб.
Эксперт по налогам компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов отмечает, что решение Конституционного суда, признавшего платежи в рамках «Платона» не налогом или сбором, а «обязательным публичным индивидуально-возмездным платежом компенсационного фискального характера», дало зеленый свет для введения новых подобных поборов без изменений в налоговом законодательстве. «Логика чиновников понятна, но по ней можно ввести плату за проезд по старому мосту, чтобы построить новый»,— говорит юрист. По его словам, плата за пользование погранпунктами будет еще больше похожа на сбор, как он определен в ст. 8 Налогового кодекса, так как, в отличие от платы за проезд большегрузов по автотрассам, в этом случае уже физически нельзя будет проехать, не заплатив.
Представители автоперевозчиков ожидают очередного роста нагрузки на их бизнес. «Как всегда, за “дополнительный” сервис будет платить конечный потребитель, так как это будут прямые расходы, связанные с логистикой товаров»,— отметил директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов. Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин согласен, что любые дополнительные суммы сбора «будут отражаться на тарификации и, скорее всего, повлияют на конечную стоимость перевозимого продукта», но если при взимании платы за пользование погранпунктами будет сокращено время прохода границы, то бизнес «готов нести разумную нагрузку».
Источник на железнодорожном рынке отметил, что в этой отрасли еще несколько лет назад плата за пользование пограничными пунктами пропуска фактически и так существовала. «Долгие годы по сути этот сбор “сидел” в стоимости железнодорожных перевозок, так как за счет него МПС, а затем ОАО РЖД финансировали создание и содержание пунктов пропуска, и это не вызывало негативного резонанса со стороны пользователей услуг железнодорожного транспорта»,— сказал собеседник “Ъ”.
«После изменения вектора государственной политики, при котором финансирование деятельности и развитие пунктов пропуска должны осуществляться за счет государства, встал вопрос поиска бюджетных денег. Особенно важно содержание пунктов пропуска в нормативном состоянии, так как либо будет существенно снижена их эффективность (скорость прохождения, качество работы), либо какая-то часть пунктов будет закрываться. В отношении железнодорожных пунктов мы видим, что они и так являются узким местом при перевозке грузов и пассажиров, и любое закрытие или снижение эффективности их работы дополнительно ухудшит как эксплуатационную обстановку на сети, так и скорость доставки грузов и пассажиров»,— сказал источник “Ъ”.
По его мнению, стоит учесть опыт госкомпании «Автодор», когда «средства на содержание могут формироваться не только за счет бюджетных источников или сборов с участников внешнеэкономической деятельности, но и за счет развития дополнительных сервисов на пунктах пропуска (стоянки, заправки и т. д.)». Этот опыт, поясняет собеседник “Ъ”, кардинально отличается от системы «Платон» и, соответственно, «не будет нести тех негативных эффектов, которые так часто обсуждаются».
Денис Скоробогатько, Наталья Скорлыгина, Елена Киселева