Горе уму

11 декабря 2019
Общество

Андрей Колесников о том, почему наше государство боится умных и защищает невежество

Судья, выносившая обвинительный приговор студенту ВШЭ Егору Жукову, судя по всему, сильно зауважала подсудимого, ибо специально было отмечено, что в своей деятельности юноша «использовал полученные знания». Типичная позиция обывателя, еще с конца XIX века свысока посматривавшего на чахоточного интеллигента в пенсне и студенческой фуражке: мол, горе от ума. Весь вред от книжек. Меньше бы читал — не восставал бы против политического режима.

Очень похоже на рассуждения телеведущего Киселева: все проблемы с протестами— от расплодившихся сверх меры гуманитариев. Над этим тезисом, наверное, не одну ночь билась в поте лица своего целая бригада наемных политтехнологов…

Невежество возводится в добродетель и отчаянно защищается — например, объявлена настоящая война «Диссернету». Люди с поддельными диссертациями вышли на рынок угроз: те, кто расшатывают диссертационное мошенничество — сеют смуту и восстают против основ государства, а потому их над убрать с публичной поляны.

Знание, с точки зрения государства, должно быть сугубо утилитарным: нужны продвинутые компьютерные навыки с высокой скоростью движения пальцев по дисплеям, физиков — в ВПК, инженеров — в ТЭК, гуманитариев — в пиар, рекламу, пропаганду и политтехнологии.

Для несогласных умников, как это повелось еще с царской России, а потом было закреплено Россиями ленинскими, сталинскими, хрущевскими и брежневскими, есть две опции: приговор суда или эмиграция. Модель эта воспроизводится с безвыходной унылостью исторического порочного круга, пародирующего самого себя.

Судья Ухналева обошлась с Егором Жуковым, сама того не зная, как товарищ Дзержинский с философом Николаем Бердяевым — то есть по-своему бережно. Как в добротной пьесе то ли Ионеско, то ли Беккета, то ли классиков советской халтурной революционной драматургии, Дзержинский, отпуская философа из ЧК, сказал Менжинскому: «Сейчас поздно, у нас процветает бандитизм, нельзя ли отвезти господина Бердяева домой на автомобиле?»

Егору Жукову российская судебная система автомобиля не предоставила — достаточно того пиара, который она ему сделала. Судебная «Поэма без героя» породила героя нашего времени — молодого, обаятельного, умного, с подвешенным языком и томиком Джина Шарпа (ну очень легковесного автора, который всерьез думал, что ненасильственное сопротивление обрушило СССР и восточный блок) в руках. Прямо по Борису Гребенщикову: «Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане…»

В общем, икона стиля у нас есть. И весь ужас для начальства состоит в том, что эта самая икона нарочито интеллектуализирована. Студент в фуражке, швыряющий калошу в казака с нагайкой, воссоединился через миры и века с образом мальчика из хорошей семьи и лучшего университета страны, которого ухитрились осудить на три года условно за реализацию ст.29 Конституции (свобода мысли и слова) и квалифицировать идеи ненасильственного сопротивления (о которой тома пишутся на все еще гниющем Западе) как экстремизм.

Значит — горе уму: пропаганда утилитарного знания и битва за студенчество явно станут следующим этапом попыток государства погасить пробуждающееся гражданское самосознание нации.

Хуже нет для власти ситуации, когда какая-нибудь теория, в полном соответствии с марксистскими догмами, овладевает массами. Точнее, отдельными интеллектуальными и социальными группами. Поэтому настоящие массы, то есть все еще жестко контролируемое «большинство», должны овладеть теорией, но не той, которую преподают Егору Жукову, а каким-нибудь новым изводом «православия-самодержавия-народности». (Впрочем, и эта теория переведена с французского языка).

В недавней российской политической истории уже состоялся эксперимент по вторжению интеллектуала в сферу политического и даже электорального. Ирина Прохорова была единственным политиком, который мог победить в дискуссии — и победить интеллектом — нахрапистого, харизматичного и православно-народного Никиту Михалкова. Именно поэтому ее так стыдливо-быстро убрали со всех политических площадок.

Вызов новейшего времени — выход на сцену интеллектуалов нового типа. Борьба с невежеством, в том числе политическим и историческим, уже оценена как несанкционированная гражданская активность.

Именно поэтому новых молодых интеллектуалов тоже будут убирать со всех возможных площадок — от улиц и Youtube до просветительских клубов и университетских аудиторий.

Они совсем не похожи на классических диссидентствующих советских интеллигентов, утопавших в папиросном дыму и водочных парах, описанных в многочисленных мемуарах и художественной литературе, например, в выдающемся романе Владимира Кормера «Наследство». Но их сближает готовность быть несгибаемыми и не бояться ничего. Это проблема. Это вызов. Ум и образование — пострашнее пластикового стаканчика и пластиковой бутылки.

Новые интеллектуалы не знают, что такое границы. Чтобы они об этом узнали, нужно отменить свободу въезда и выезда. Впрочем, и для тех, кто молодых граждан мира боится и не любит — это существенное преимущество. Не нужно вызывать на Лубянку для нудных театрально-трагических уговоров уехать, наоборот: не нравятся вам наши тонкие, как оренбургский пуховый платок, правила общения ученых с иностранцами – так уезжайте отсюда, скатертью дорога, границы открыты.

Но такие, как Егор Жуков, не уезжают. А нынешняя власть едва ли в состоянии снарядить «философский пароход» образца 1922 года и отправить его по маршруту Петроград — Штеттин, причем без обратного билета.

Выдавливают по одному: судьба вынужденного отъезда экономиста Сергея Гуриева — пример из учебника для спецслужб. Но ограничить влияние пассажиров этого виртуального «философского парохода» в век свободного распространения информации — не могут…

Если гуманитарные науки, согласно прецеденту, созданному Кунцевским судом, считаются политической теорией прямого действия, то для специалистов в твердых науках есть воспитательный пример старших товарищей: шаг влево, шаг вправо — и вот ты уже шпион или изменник родины. Для них опции отъезда нет. Получается, что точные науки находятся в еще более тяжелом положении, чем гуманитарные.

Есть и такая наука, как история. И это тоже поле битвы: упрощающий и мифологизирующий исторические события официоз, ищущий свою легитимность и самооправдание в прошлом, воюет на два фронта — с нормальной исторической наукой и организациями, занимающимися мемориализацией подлинной истории. Суды, например, последовательно разоряют штрафами «Мемориал»: и это часть войны с гражданским обществом и его умом.

С наукой юриспруденцией все проще: она уже почти уничтожена. Ее прагматизация и политизация вырастила целое поколение следователей, судей, прокуроров, применяющих закон так, как диктует политическая атмосфера в стране. Остальных же ценят за то, что они знают, как законы обойти.

Редкие совестливые представители адвокатского сословия, впрочем, были бы достойны того, чтобы встать в один ряд с легендарными фигурами прошлого — защитниками уровня Софьи Каллистратовой, Дины Каминской, Бориса Золотухина.

Гуманитарное знание — сила. Ум приносит не только горе его носителю, но и беспокойство тем, кому легче управлять бездумной и агрессивно-конформистской массой. Полным провалом России стало бы поражение идеи университета — настоящего, автономного, свободного, не знающего границ. Пока этот редут до конца не сдан, государство все чаще будет иметь дело с умножающимся числом Егоров Жуковых.

Своим умом, образованностью, чувством гражданской ответственности они могли бы принести много пользы России. Но хватит ли ума государству как минимум не превращать их в своих врагов?

Андрей Колесников
Журналист

Общество

Эксперты обсудили возможности нотариального обеспечения доказательств

Нотариальное действие по обеспечению доказательств становится все более востребованным. За первые шесть месяцев 2024 года…

Общество

Huawei iFTTR OptiXstar F50 получил награду «Лучший домашний Wi-Fi» на Network X BBWF 2024 

ПАРИЖ, 10 октября 2024 г. /PRNewswire/ — Во время Всемирного форума по широкополосной связи Network X of…

Общество

Наталия Баховец рассказала об особенностях бьюти-бизнеса

В Кондопоге состоялся Карельский форум семейного предпринимательства, прошедший в местном Дворце искусств. В качестве спикера…