Фантастические твари и где они обитают: как выглядит человек-иноагент

17 декабря 2020
Общество

В ноябре в Думу был внесен целый пакет репрессивных законопроектов (об НКО, митингах, выборах и т.д.), из которых всеобщее внимание привлекла идея навешивать ярлык «выполняющего функции иностранного агента» на физических лиц. Чрезмерная реакция на внешние угрозы — самое мягкое, что можно сказать об этой инициативе, считает директор информационно-аналитического центра «Сова», член СПЧ при президенте Александр Верховский

Официальное объяснение, для чего необходима законодательная новелла о физических лицах-иноагентах, было в понятных словах выражено президентом на встрече с Советом по правам человека: мол, «изобретаются новые способы получения денег из-за границы для осуществления своей деятельности», и надо эти способы исключить. Более того, делается это не ради ограничения прав таких иноагентов, а исключительно чтобы ограничить приходящее через них «вмешательство в наши внутренние дела со стороны иностранных государств».

Надо полагать, в этой же логике объяснимы и другие новации: право Минюста запретить НКО-иноагенту любую анонсированную им программу под угрозой ликвидации, частичное распространение обязанностей НКО-иноагента на всех его сотрудников, возможность присваивать статус иноагента не только людям и организациям, но и незарегистрированным объединениям граждан, то есть, вероятно, любым группам, как они видятся начальству.

Соответственно, противники «ноябрьского пакета» говорят, что так иноагентом может стать просто любой, и власти планируют разделить граждан (и не граждан тоже) на помеченных и не помеченных этим клеймом. Понятно, что добром это кончиться не может, даже если бы пока ограничения для помеченных не устанавливались, — а ведь они уже устанавливаются.

Но чего можно ожидать на самом деле? Видимо, честный ответ таков: это пока неизвестно. Во-первых, все законопроекты будут еще править по ходу принятия: может быть, к худшему, а может быть, к лучшему, а скорее и так, и этак. Во-вторых, практика применения часто не менее важна, чем норма закона. Вот, например, с начала этого года действует норма о «физических лицах–СМИ–иноагентах» (да, именно так), но только она не применяется. Кстати, возникает впечатление, что нынешний проект о физлицах призван де-факто заменить тот как нерабочий, а значит, новый механизм вряд ли будет так же простаивать.

Пока мы можем только рассмотреть ту конструкцию, которая вырисовывается из пакета законопроектов, как они представлены группами депутатов, фактически — комиссией Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела.

Человек-иноагент определяется через два критерия, которые должны быть соблюдены одновременно. Первый распадается на два варианта. Один — «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности» страны — относится явно не ко всем, но ко многим, так как это не про шпионаж, не про передачу информации за границу, а только про сбор информации, которая чем-то потенциально опасна. Что это за информация, определит ФСБ и вряд ли опубликует понятный список или хотя бы принципы его формирования.

Другой вариант первого критерия подходит, наверное, почти всем, кто занимается хоть какой-то общественной деятельностью: это «политическая деятельность», осуществляемая в интересах иностранных государств, или нероссийских организаций, даже международных, или просто иностранных граждан, или лиц без гражданства (миллионы таковых, напомним, живут в самой России).

Это звучало бы разумно, если не знать определение «политической деятельности», как оно дается сейчас в законе. Этим словосочетанием обозначается любая попытка повлиять на «выработку и реализацию государственной политики», на «решения и действия» органов власти и самоуправления по широкому списку тем, включая защиту основ конституционного строя (тут надо перечесть соответствующую главу Конституции), сферу социально-экономического развития, права человека и так далее. Формы влияния тоже перечислены и включают митинги, обращения к органам власти, социологические опросы, «распространение… мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике» и прочее. То есть это действительно почти любая общественная деятельность. Да, благотворительность, экология, наука, искусство, «социалка» исключены, но на практике это исключение в случае с НКО работало не всегда.

Второй критерий вроде несложный: иностранная поддержка. Но и он не так прост: иностранными в данном случае считаются деньги не только иностранных государств, но также и нероссийских организаций, включая даже международные, даром что многие из таковых основаны и действуют в основном или в значительной степени в России, и любых неграждан. Таким образом, перевод от родственника из Казахстана или одолженные беспроцентно у соседа-мигранта из Украины пятьсот рублей — это все тоже подходит, не говоря уже о любом гонораре от нероссийского юридического лица.

Более того, поддержка — это не обязательно деньги. Это может быть и «организационно-методическая помощь», то есть советы. Главное, чтобы эти денежки или советы «воздействовали» на потенциального иноагента так, чтобы его действия удовлетворяли первому критерию. Как это будет устанавливаться — трудно сказать, но, по опыту признания НКО иноагентами, доказывать причинно-следственную связь будет на удивление легко.

Каждый может поиграть с этим определением и придумать, какие ситуации окажутся основанием для получения статуса иноагента, но одно ясно — их очень много. Например, распечатать листовки против точечной застройки в своем районе за счет того самого соседа-мигранта — подходит.

Человек, заподозривший в себе иноагента, должен заявиться в органы юстиции, чтобы быть внесенным в реестр, если он прав в своих подозрениях. Если он удовлетворяет критериям, но не совершит самодонос, а органы догадаются сами, они его все равно туда внесут, но он может заплатить штраф до 50 000 рублей. Далее человек должен раз в полгода отчитываться о своей «политической деятельности», полученных нероссийских средствах (в указанном выше смысле) и о своих расходах. По опыту НКО мы понимаем, что связь деятельности, доходов и расходов установить сложно, поэтому отчитываться придется обо всем подряд. Кто не сделал это вовремя или сделал некачественно, заплатит такой же штраф.

Конечно, этот человек должен при любом «политическом» выступлении приписывать и приговаривать, что он иноагент — иначе штраф до 30 000 рублей. Более того, не только СМИ, но вообще всякий человек, пишущий в интернете, заплатит штраф, если помянет иноагента, будь то организация или человек, без соответствующей оговорки; человек заплатит до 5000 рублей, юрлицо — до 50 000.

Человек-иноагент не сможет работать в органах власти и даже местного самоуправления. Если ему придет в голову куда-то баллотироваться, он должен везде помечаться как кандидат-иноагент. Кстати, если любой кандидат в течение двух лет до объявления выборов получал деньги от иноагента, организации или человека, или тем более работал на него, он будет называться на выборах «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом». Авторы закона, конечно, уверены, что эти новации никак не ограничивают право этих кандидатов быть избранными.

Ну и наконец, если человек-иноагент единожды заплатил уже административный штраф за неинформирование органов юстиции, на второй раз, независимо от времени, прошедшего с момента административного правонарушения, его ждет уголовная ответственность в диапазоне от штрафа в 300 000 рублей до пяти лет лишения свободы. Попросту говоря, так: не догадался, что ты иноагент, — заплати штраф, потом ошибся раз при заполнении отчетности — вот тебе статья до пяти лет. А вот если иноагент признается таковым не из-за «политической деятельности», а из-за сбора военно-технической информации, уголовка его ждет уже за сам факт несообщения в органы юстиции.

Если принять, что президент верно описал мотивы выдвижения этого пакета законопроектов, то мы видим, мягко говоря, чрезмерную реакцию на некие внешние угрозы. Это не затыкание щелей в имеющемся репрессивном регулировании, а заливание бетоном всего вокруг. И это даже не нарушение прав граждан. Это — издевательство и над гражданами, и над правами.

Александр Верховский
Forbes Contributor

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Общество

Гостей выставки «Россия» познакомят с культурной жизнью столицы

В рамках двухнедельной программы нового трека «Москва культурная» для гостей проведут более 40 мастер-классов, концертов и встреч с деятелями культуры…

экономика

Интерактивная схема уникального СКИФ стала яркой точкой притяжения стенда Новосибирской области

Экспозиция Новосибирского региона на международной выставке «Россия» на ВДНХ продолжает удивлять посетителей не только ярким…

Общество

Россия наращивает объемы сотрудничества с Шри-Ланкой

За последние годы торговые и дипломатические отношения между Шри-Ланкой и Россией постепенно укрепляются, создавая прочные…