«Электронная коммерция и интернет-торговля»

5 августа 2023
В мире

Для любого современного человека покупки в интернете стали неотъемлемой частью жизни. Особенно стремительно электронная коммерция получила свое развитие в эпоху пандемии и в дальнейшем продолжила устойчиво расти.

Под электронной коммерцией принято считать систему экономических отношений,  при которых взаимодействие сторон осуществляется посредством сети Интернет.  Наиболее популярными моделями электронной коммерции являются:

B2B (бизнес — бизнес) – модель электронной коммерции, построенная на взаимодействии субъектов предпринимательской деятельности, при которой товар или услуга приобретается одной организации у другой для ведения своего бизнеса.

B2C (бизнес — потребитель) – модель электронной коммерции, целью которой являются продажи товаров и услуг непосредственно потребителю для его личных целей.

C2C (потребитель — потребитель) — совершение сделок между двумя потребителями не предпринимателями. Например, электронные объявления о купле-продаже товаров или услуг у физических лиц.

С развитием электронной коммерции появилась необходимость правового регулирования указанной сферы. В частности в нормативных правовых актах, регулирующих розничную торговлю и оказание услуг потребителям, появились разделы, посвященные дистанционной торговле. Так к предпринимателю, оказывающему услуги или продающему товары дистанционно, предъявляется ряд специальных требований. Например, он обязан обеспечить потребителю возможность ознакомиться с предложением приобрести товар или услугу (офертой). Такая оферта должна быть размещена на странице сайта и содержать требуемую в соответствии с законодательством информацию:  о продавце (полные данные о компании или ип), товаре/услуге  (описание, потребительские свойства, гарантийный срок), цене, порядке оплаты, об условиях приобретения товара, а также о форме и способах направления претензий. Если обязательной информации на сайте не будет, то предпринимателя или организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Особое внимание при рассмотрении темы электронной коммерции следует уделить регулированию электронных платежей. Многие интернет-магазины предлагают пользователю обширный перечень возможных способов оплат, помимо банковских карт, например, с использованием кошельков таких платежных систем, как QIWI, ЮMoney и т.д. Для многих покупателей это видеться более безопасным и удобным способом, так как при оплате с ЭДС не нужно указывать номер карты, ее срок действия и CVV/CVC код.

В сфере электронной коммерции нередко возникают и спорные моменты. В соответствии с положениями Правил розничной продажи товаров, если в интернет-магазине продавец не представил информацию о форме и способах направления претензий, то потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

Если стороны не могут урегулировать возникшие противоречия путем переговоров, вернуть деньги за товар или услугу потребитель может несколькими способами: посредством процедуры чарджбэк или в судебном порядке. Чарджбэк – это принудительный возврат денежных средств от поставщика товаров или услуг покупателю, если услуга/товар не предоставлена или предоставлена ненадлежащего качества. Чарджбэк является внесудебной процедурой, поэтому провести ее можно довольно быстро, так как решение в данном случае будет принимать не суд, а непосредственно банк. Однако этот способ работает не всегда (при наличии сомнений банк откажет покупателю в возврате), и в таком случае отстаивать свои права придется в суде. Стоит напомнить, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыщет с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При рассмотрении темы электронной коммерции и интернет-торговли необходимо отдельно подчеркнуть важность соблюдения интеллектуальных прав правообладателей товарных знаков. Незаконное использование товарного знака влечет наступление гражданско-правовой ответственности (правообладатель вправе взыскать с нарушителя до 5 млн рублей в качестве компенсации), а в некоторых случаях — и уголовной.

Автор:

Малюгова Валерия Андреевна

Юрист по интеллектуальной собственности, судебный представитель

Правовой советник в медиа и IT компаниях

Общество

Фонд Юрия Лужкова рассказал на пресс-конференции о задачах Экономического диктанта-2025

В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, посвящённая девятой всероссийской образовательной акции «Экономический диктант». Организатором мероприятия выступило…

экономика

«Вертолеты России» представили лучшие практики по развитию производственной системы

На Казанском вертолетном заводе (КВЗ) состоялся VIII Форум холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех по развитию…

Общество

Наньша в Гуанчжоу становится центром культурного перформанса района Большого залива

Предстоящий тур Mayday в Гуанчжоу по поводу 25-летия (Mayday 25th Anniversary Tour), который пройдет с…