Для любого современного человека покупки в интернете стали неотъемлемой частью жизни. Особенно стремительно электронная коммерция получила свое развитие в эпоху пандемии и в дальнейшем продолжила устойчиво расти.
Под электронной коммерцией принято считать систему экономических отношений, при которых взаимодействие сторон осуществляется посредством сети Интернет. Наиболее популярными моделями электронной коммерции являются:
B2B (бизнес — бизнес) – модель электронной коммерции, построенная на взаимодействии субъектов предпринимательской деятельности, при которой товар или услуга приобретается одной организации у другой для ведения своего бизнеса.
B2C (бизнес — потребитель) – модель электронной коммерции, целью которой являются продажи товаров и услуг непосредственно потребителю для его личных целей.
C2C (потребитель — потребитель) — совершение сделок между двумя потребителями не предпринимателями. Например, электронные объявления о купле-продаже товаров или услуг у физических лиц.
С развитием электронной коммерции появилась необходимость правового регулирования указанной сферы. В частности в нормативных правовых актах, регулирующих розничную торговлю и оказание услуг потребителям, появились разделы, посвященные дистанционной торговле. Так к предпринимателю, оказывающему услуги или продающему товары дистанционно, предъявляется ряд специальных требований. Например, он обязан обеспечить потребителю возможность ознакомиться с предложением приобрести товар или услугу (офертой). Такая оферта должна быть размещена на странице сайта и содержать требуемую в соответствии с законодательством информацию: о продавце (полные данные о компании или ип), товаре/услуге (описание, потребительские свойства, гарантийный срок), цене, порядке оплаты, об условиях приобретения товара, а также о форме и способах направления претензий. Если обязательной информации на сайте не будет, то предпринимателя или организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Особое внимание при рассмотрении темы электронной коммерции следует уделить регулированию электронных платежей. Многие интернет-магазины предлагают пользователю обширный перечень возможных способов оплат, помимо банковских карт, например, с использованием кошельков таких платежных систем, как QIWI, ЮMoney и т.д. Для многих покупателей это видеться более безопасным и удобным способом, так как при оплате с ЭДС не нужно указывать номер карты, ее срок действия и CVV/CVC код.
В сфере электронной коммерции нередко возникают и спорные моменты. В соответствии с положениями Правил розничной продажи товаров, если в интернет-магазине продавец не представил информацию о форме и способах направления претензий, то потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Если стороны не могут урегулировать возникшие противоречия путем переговоров, вернуть деньги за товар или услугу потребитель может несколькими способами: посредством процедуры чарджбэк или в судебном порядке. Чарджбэк – это принудительный возврат денежных средств от поставщика товаров или услуг покупателю, если услуга/товар не предоставлена или предоставлена ненадлежащего качества. Чарджбэк является внесудебной процедурой, поэтому провести ее можно довольно быстро, так как решение в данном случае будет принимать не суд, а непосредственно банк. Однако этот способ работает не всегда (при наличии сомнений банк откажет покупателю в возврате), и в таком случае отстаивать свои права придется в суде. Стоит напомнить, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыщет с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При рассмотрении темы электронной коммерции и интернет-торговли необходимо отдельно подчеркнуть важность соблюдения интеллектуальных прав правообладателей товарных знаков. Незаконное использование товарного знака влечет наступление гражданско-правовой ответственности (правообладатель вправе взыскать с нарушителя до 5 млн рублей в качестве компенсации), а в некоторых случаях — и уголовной.
Автор:
Малюгова Валерия Андреевна
Юрист по интеллектуальной собственности, судебный представитель
Правовой советник в медиа и IT компаниях