4 июля 2024, Москва – для исполнения поручений Президента РФ по сохранению объектов культурно-исторического наследия (ОКН) нужна новая общеотраслевая структура. Она поможет разработать собственные, а не заимствованные из строительства, подходы к реставрационной деятельности, создать прозрачные условия и интегрировать участников процесса. Такое мнение озвучил Михаил Федоров, генеральный директор и член СД ведущего проектного института «Спецпроектреставрация», во время парламентских слушаний по вопросам сохранения ОКН.
По разным источникам на сегодняшний момент в России насчитывается несколько десятков тысяч ОКН. Более половины из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Около 70%-90% бюджета на их содержание выделяет государство. Частные инвестиции представлены преимущественно небольшим количеством энтузиастов из-за запутанности регулирования, сложности работ и перспектив окупаемости. В начале 2024 года Президент РФ Владимир Путин поручил увеличить объем реставрационных работ и упростить регулирование, чтобы придать отрасли новый импульс.
На слушаниях часть экспертов высказалась за то, чтобы заимствовать часть подходов из строительной отрасли, что позволит в разы ускорить и упростить процесс реставрации. С альтернативной точкой зрения выступил Михаил Федоров: «Есть риск, что упрощение процедур в реставрации может послужить еще большему применению норм, правил, подходов из строительства. Но, реставрация и строительство – это разные сферы. В реставрации объект необходимо сохранить в том состоянии, в котором он имеет максимальную культурно-историческую ценность. Следовательно, очень важна научно-изыскательная часть и надзор за проведением таких работ, а также компетентность исполнителей в работе именно с такими объектами».
Большинство экспертов сошлись на том, что в сфере сохранения ОКН наблюдается полноценный кризис. «Он вызван тем, что отрасль, по сути, долгое время была раздроблена на множество отдельных организаций. Отсутствует отраслевая стратегия и долгосрочное понимание смысла сохранения объектов в целом. Есть очаги энтузиастов и профессионалов, болеющих за свое дело, есть общественники и чиновники, но нет единоначалия, а, соответственно, прозрачности и ответственности», — добавил г-н Федоров.
В качестве одного из примеров этого кризиса можно привести исполнение непрофессионалами работ на уникальных объектах, в том числе даже мигрантами. За последнее время СМИ освещали ряд скандалов, связанных с порчей или утерей ОКН и их знаковых элементов. Не особо прозрачное ценообразование на работы вкупе с превалированием фактора цены в закупках ведет к получению контрактов организациями, только формально проходящими по критерию качества специалистов.
«Эту проблему нельзя решить точечными изменениями законодательства. Опять же нужно единоначалие, прозрачность и ответственность. Это подразумевает создание соответствующей общеотраслевой структуры. Работа такой организации – это, пожалуй, единственный в настоящий момент выход из чем-то «тупиковой» ситуации. Ее цель — сохранение культурного наследия. Необходимо наделить эту структуру соответствующими полномочиями и ресурсами, а также законодательной инициативой. И, несомненно, сформировать ответственность, в том числе персональную, за достижение целей и выполнение поставленных задач», — предлагает Михаил Федоров.
Менеджмент Института планирует инициировать ряд обсуждений инициативы с курирующими область реставрации госорганами, экспертным сообществом и бизнесом.
«Обсуждая и внося точечные изменения в законы, мы рискуем не изменить ситуацию в целом. За деревьями нужно видеть лес, а лесом в данном случае является множество уникальных памятников нашей истории и культуры, которые сами голосом не обладая, воспитывают новые поколения наших граждан. Без должной заботы этот лес умрет рано или поздно. И Россия будущего может уже быть не такой, как мы ее сейчас видим, не только в материальном, но и в духовно-нравственном плане», — резюмировал г-н Федоров.
Парламентские слушания по теме сохранения ОКН состоялись в конце мая 2024 года. Они были организованы Комитетом ГД по культуре. По итогам выступлений были определены возможные изменения в текущее законодательство, созданы рабочие группы для выработки консолидированных предложений по его изменению и подготовлены рекомендации по регулированию отрасли.