Две трети российских семей не имеют никаких сбережений

16 мая 2019
Политика

Левада-Центр продолжает мониторинг финансового поведения россиян. В апреле 2019 года Левада-Центр измерил установки россиян в отношении сберегательного поведения и оценил объем накоплений в российских семьях.

В материале использованы данные регулярных опросов по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом от 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью.Очередной опрос был проведен 18–23 апреля 2019 года в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.

Динамика отношения к сберегательному поведению

В апреле 2019 года 21% россиян считали, что сейчас хорошее время для сбережений, а 32% полагали, что это плохое время для сбережений. Относительное большинство (38%) не могли назвать это время ни хорошим, ни плохим для сбережений. Долговременные исследования свидетельствуют о продолжающемся росте интереса к сбережениям, который начался в первом квартале 2016 года. Предыдущий замер был выполнен в декабре 2017 года. Из имеющихся данных можно заключить, что рост положительных оценок в 2018 году был приостановлен. Из регулярных исследований Левада-Центра следует, что в 2018 году произошло ухудшение социального самочувствия (см. индексы социальных и потребительских настроений [1]). На это могли повлиять объявление пенсионной реформы, ощутимый рост цен и усиление налоговой нагрузки.

 [2]

Говоря о перспективах на ближайший год, россияне обычно более осторожны: преобладают негативные (30%) и нейтральные (44%) настроения. Только 11% россиян полагают, что в следующем году возможностей для сбережений будет больше, чем сегодня. Тем не менее, опросы фиксируют постепенное усиление позитивных ожиданий по сравнению с 2016 и 2017 годами. Обращаем внимание, что предыдущий опрос был проведен в декабре 2017 года.

Проведенные фокус-группы помогают интерпретировать полученные данные. Во-первых, усиливающийся интерес к сберегательному поведению может быть объяснен в том числе ощущением экономической нестабильности и неуверенности в сохранности накопленных средств («нет уверенности в завтрашнем дне»). Во-вторых, следует отметить растущую информированность об имеющихся инвестиционных инструментах. В-третьих, существует мнение, что из-за роста цен сейчас не самое лучшее время для крупных покупок («тратить уже поздно, потому что цены космические»; «на сегодняшний момент в квартиры точно не стоит вкладывать»). Впрочем, данные мартовского исследования Левада-Центра [3]показывают небольшой рост интереса к крупным покупкам.

 [4]

Традиционно, россияне, имеющие возможность покупать товары длительного пользования, чаще полагают, что сейчас хорошее время для сбережений (31%; в целом по выборке – 21%). Обеспеченные россияне также имеют более оптимистичные сберегательные ожидания (17%; в среднем по выборке – 11%). Москвичи чаще, чем остальные россияне, выражают мнение, что нужно откладывать средства (25%), и при этом имеют более пессимистичные ожидания от ближайшего года: 42% москвичей считают, что в ближайшие месяцы будет меньше возможностей для сбережения (32% в целом по стране).

Наличие сбережений

В апреле 2019 года две трети российских семей отмечают, что не имеют никаких сбережений (65%). Накопления могут себе позволить преимущественно высокодоходные группы. Более половины опрошенных верхнего квинтиля (20% семей с высоким доходом) имеют сбережения. Только 2 из 10 семей с низким материальным достатком, при котором едва хватает на еду, обладают какими-либо накоплениями. Большая часть сберегателей наблюдается в крупных городах: в столице таких более половины жителей (54%). В сельской местности, напротив, ресурсов для откладывания денег заметно меньше: только 29% опрошенных откладывают средства.

Таблица 1. Наличие сбережений среди российских семей с разным уровнем дохода (%)

В целом по выборке 1 квинтиль 2 3 4 5 квинтиль
35 23 31 33 31 53

 [5]

Размер сбережений

Для оценки объема сбережений респондентов в ходе опроса попросили сопоставить сумму сбережений с количеством месячных зарплат членов семьи. По результатам опроса, средний размер сбережений составляет 140-210 тыс. руб. – при этом половина семей располагает накоплениями менее 56,5 тыс. руб. (см. табл. 2). С уменьшением дохода возможности откладывать средства сильно сокращаются. Среди 20% семей самым низким доходом (первый квинтиль) средний размер сбережений не превосходит 55 тыс. руб., среди наиболее обеспеченных семей – 484 тыс. руб. Медианные значения существенно ниже и составляют менее 20 тыс. руб. для малодоходных семей и 175 тыс. руб. для высокодоходных групп. Стоит отметить, что методология опроса имеет ряд ограничений, которые затрудняют доступ к наиболее и наименее обеспеченным слоям.

Таблица 2. Размер сбережений российских семей среди разных доходных групп (руб.)

Медиана сбережений* Среднее
значение сбережений
В целом по выборке 56 500 140 000 – 219 000
По доходным группам:
1 квинтиль

(0 – 20 000 руб.)

16 600 37 000 – 55 000
2 квинтиль

(20 001-30 000 руб.)

25 000 43 000 – 71 500
3 квинтиль

(30 001 – 40 000 руб.)

35 000 67 800 – 113 800
4 квинтиль

(40 001-55 000 руб.)

45 000 66 000 – 101 800
5 квинтиль

(свыше 55 001 руб.)

175 000 311 000 – 483 700

* Медиана позволяет определить значение, при котором ровно половина выборки имеет показатель выше него, а половина – ниже него. Этот показатель используется при высоком стандартном отклонении, которое имеют средние оценки.

Социологическая оценка опирается на микроданные, получаемые в ходе массового опроса домохозяйств. Данная методика расчета имеет соответствующие ограничения. Респонденты давали ответы, исходя из собственных представлений о сбережениях. Ответы могут подразумевать значительные в понимании респондента денежные накопления. Соответственно, часть респондентов могла не сообщить о наличии накоплений, а оценка может не учитывать денежные накопления наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения. С одной стороны, в оценках могут быть недопредставлены небольшие накопления, так как опрошенные могут не воспринимать их как сбережения, накопления. С другой стороны, методика опроса не позволяет охватить самые высокодоходные групп, поэтому в оценках недопредставлены накопления самой богатой части населения.

Levada Lab [6] — исследовательская лаборатория Левада-Центра

Степан ГОНЧАРОВ, Ольга КАРАЕВА

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь [7].

Общество

TCL выступила на CES 2023 под фирменным слоганом Inspire Greatness

На интерактивном стенде были продемонстрированы сверхбольшие дисплеи Mini LED QLED, игровые мониторы, мобильные устройства, умная…

Общество

Эксперты рассказали зачем идти к нотариусу при покупке загородного участка

На портале нотариат.рф напомнили о том, что в этом году вступили в силу очередные поправки…

Общество

Почему идеальные отношения могут разрушиться в один миг

В начале отношений никто не планирует расставания, скандалы или раздел имущества. Но иногда даже идеальные…