Два пути для трех церквей

15 октября 2018
Общество

После решения Константинополя православные на Украине стоят перед выбором между новой Поместной церковью и верностью Москве. Выбор будет историческим

Процесс создания Поместной церкви в Украине продолжается. 10 октября синод Вселенской церкви сделал еще один важный шаг. Ранее каноничными считались только приходы и епархии митрополита Онурфия, подчиненного Московской Патриархии, а две других юрисдикции, Киевский Патриархат (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) были непризнанными. Константинополь снял запреты с этих двух юрисдикций и таким образом уравнял в положении все православные приходы Украины.

Возникает совершенно новая ситуация. После получения «томоса» исчезнет старое представление о том, что Украина — это каноническая территория Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Возникает каноническая территория Поместной церкви Украины.

ПРОМОСКОВСКИЕ ПРИХОДЫ
Перед приходами УПЦ КП и УАПЦ выбор менее сложный: если они не вольются в процесс объединения, то они потеряют всякую надежду обрести каноничность. Ведь они и ранее рассчитывали на то, что в будущем получат признание Вселенского патриархата. И вот эта возможность возникла.

А для митрополита Онуфрия — это тяжелый выбор. И он носит исторический характер. Остаться в каноническом подчинении Москвы — это означает поставить приходы в довольно странное положение. Каково их будущее? В новой исторической ситуации они неизбежно будут маркироваться как «московские» приходы. Киевские гражданские власти подчеркивают, что государство не будет вмешиваться в процесс объединения. Но даже если это и так, очевидно, что произойдет «зеркальный переворот» всей картины. Московские приходы были единственным канонически признанными и Константинополем, и всеми православными церквами, а теперь — хотя они и останутся канонически признанными, но уже на положении «приходов диаспоры», т. е. на положении заведомо «промосковских» приходов — на фоне новой канонической поместной церкви.

Глядя в будущее, трудно понять, зачем украинскому епископату связывать себя с концепцией «канонической территории» Московского патриархата, которая неизбежно рассыпется. Поскольку она покоится только на «географической карте» российской империи, Советского Союза и геополитике периода двухблоковой системы.

В новой реальности ничего этого нет. Какой бы спор вокруг документов XVII века о полномочиях московской кафедры сегодня ни шел, ясно, что Москва не сможет в будущем опираться на свою воображаемую имперскую карту.

Есть даже и мнение внутри российских православных, что для России было бы лучше завершить всю историю «экзархатов» за границами современной РФ и остаться в пределах «национальной церкви». Например, архимандрит Кирилл (Говорун), выступая в Праге 9 октября, сказал, что процесс создания Поместной церкви настолько сложный, что мы не можем прогнозировать его результаты для Украины, а вот для России он точно был бы благом.

РУССКОГОВОРЯЩАЯ ЦЕРКОВЬ
Поместная церковь Украины — как и любая национальная церковь, не будет национальной в этническом смысле. Ровно так же, как и украинская армия — ведь в ней на стороне Украины воюют и погибают солдаты и офицеры с русскими фамилиями, сражаясь против агрессии Москвы.

Храмы канонической церкви, признанные Константинополем, создадут новый феномен — это будет не только большая украиноговорящая Церковь, но и русскоговорящая.

А это заставляет вспомнить о «русском экзахарте» митрополита Евлогия (управлял православными приходами в Западной Европе в 20-40-е годы прошлого века). Ведь в 30-е годы русские православные в Париже находились в подчинении Константинополя. Георгий Федотов, Антон Карташов, Василий Зеньковский, о.Георгий Флоровский, а затем о.Иоанн Мейендорф — наследие этих богослов изучают в православных семинариях всех стран. Они — общее наследие. А они были «константинопольцами».

Понятно, что никакого «раскола» мирового православия на почве создания Поместной Церкви в Украине не может быть. Для православных открыты храмы всех юрисдикций.

Но будет формирование с одной стороны, большой Поместной церкови в границах европейски ориентированной Украины. А с другой стороны, ухудшение имиджа Московской Патриархии, которая решила привязать себя к конкретному политическому курсу в постсоветской России. Ясно, что митрополиту Онуфрию и ему епископату неизбежно придется обдумывать последствия этого грандиозного исторического выбора.

ВЕРОЯТНОСТЬ КОНФЛИКТОВ
Пока неясно, какими темпами пойдет создание Поместной церкви. Гражданские власти Украины, для которых важно соблюдать европейские нормы в отношении свободы совести, будут, конечно, осторожны в отношении московских приходов. Но конфликты будут.

Уже видно, как конструируется линия пропагандистского конфликта: часть русскоязычных украинских ресурсов публикует заведомо искаженную картину всего сюжета с автокефалией, затем это подхватывается кремлевскими медиа. Все это падает на голову широкой русскоязычной аудитории обеих стран. Кремль ровно так же действовал в странах Балтии во многих случаях, поощряя малопосещаемые местные русскоязычные ресурсы, а затем широко используя их сообщения в своих медиасетях с огромной аудиторией.

Московская Патриархия оказывается втянутой в игру Кремля против Украины. Но кончится это ровно так же, как и когда-то кончилось ее вынужденное сотрудничество с Политбюро СССР — тяжелой исторической травмой.

Александр Морозов — российский политолог, научный сотрудник Карлова университета (Прага)

Общество

Бишкек на несколько дней станет столицей театрального менеджмента СНГ

С 1 по 5 июня 2024 г. в столицу Кыргызской Республики съедутся ведущие управленцы, лидеры…

экономика

Работа Андрея Семенюка из филиала «Азот» АО «ОХК «Уралхим» отмечена важной наградой

Знак «Почетный химик» был вручен руководителю филиала «Азот» АО «ОХК «Уралхим» Андрею Семенюку. В «Азоте»…

Бизнес и финансы

Компания DECOMP стала сервисным партнером по обслуживанию промышленных винтовых компрессоров для ООО «РОКВУЛ-СЕВЕР»

С 2024 года DECOMP является сервисным партнером по обслуживанию компрессорного парка компании ООО «РОКВУЛ-СЕВЕР» —…