Драматургическая мастерская «Евреи в СССР: семья в большой истории» представила на суд публики 10 первых пьес

1 и 2 декабря «Дом еврейской книги» совместно с Музеем истории ГУЛАГа представили все эти пьесы публике в формате актёрских читок.

В апреле 2018 года «Дом еврейской книги» инициировал создание драматургической мастерской «Евреи в СССР: семья в большой истории». За полгода работы в мастерской десять её участников создали десять документальных пьес:

Полина Быховская, «Вода на твоих пальцах»;
Ольга Варшавер и Сергей Пальчевский, «Плюс-минус 100 лет»;
Саша Карлинская, «Больное мандариновое дерево»;
Татьяна Миронова, «Рецепт приготовления соленых грибов»;
Александра Нейман, «Протезирование памяти»;
Александра Подольская, «Чувство живота»;
Надежда Фролова, «Я в пробирке»;
Анна Чепайтене, «МОИ»;
Евгения Шевченко, «Освободите Ци / Дорога»;
Евгения Шевченко, «Женя недостаточно альденте».

О чём эти пьесы?
Прежде всего о том, что значило быть евреем в СССР?
Отличается ли это от «быть евреем» вообще?
Как жилось евреям в стране с заметным антисемитским бэкграундом, проявлявшимся даже в творчестве классиков мировой литературы?
Что было характерно для жизни евреев и отношения к ним до и после Второй Мировой Войны и Холокоста, во время борьбы с космополитизмом, а потом – с государством Израиль и так называемым «сионистским заговором»?
Почему у советских евреев возникали мучительные вопросы: «Скрывать еврейство, молчать о нем, забыть о нем, не говорить о нем детям и внукам и как этим детям и внукам жить теперь – с обнаруженной тайной, с по крупицам собранными свидетельствами предков, с умолчанием, ставшим частью семейной истории?

Инаковость, вынужденно привитая «советскому еврею», в его потомках выражается в потребности говорить. Это то, что сделали участники драматургической мастерской,
обратившись к прошлому и заглядывая в будущее. Говоря по-другому, «мы вопрошаем и допрашиваем прошлое, чтобы постичь настоящее и проложить дорогу в будущее». Анонсом к одной из пьес послужила запись на сцене: «Память вспоминает, спрашивает».

Документальная пьеса – это возможность совместить достоверность и историчность с художественностью и драматургией. При работе над пьесами участники мастерской использовали как документы из собственных семейных архивов, так и интервью, а также искали новые, иногда неожиданные способы документирования реальности, опираясь на предположение, что все, из чего состоит жизнь, есть документ, надо только найти способ работать с ним в драматургии. Пьесы участников мастерской – это попытка отразить в зеркале частной семейной жизни историю большой страны и еврейского народа.

Кураторы мастерской: Нана Гринштейн, Анастасия Патлай.
Координатор проекта: Мария Шабурова.

Проект реализован при поддержке UJA-Federation of New York в рамках благотворительной программы CAF Россия «Еврейские сообщества».

На данном изображении может находиться: 4 человека, люди улыбаются, люди сидят