Дождутся ли россияне прямой финансовой помощи от властей

20 апреля 2020
Общество

Руководство страны может рассуждать о социальном характере государства и даже вписывать это в Конституцию, но перейти от слов к делу — прямым выплатам обедневшему населению, как это делают на Западе, — не может. Почему — объясняет экономист Игорь Николаев

Российские власти принимают все новые и новые меры по поддержке граждан и экономики. И таких набралось уже достаточно много. Меры самые разные, их объявляет Владимир Путин в обращениях к нации или заявлениях перед онлайн-заседаниями чиновников.

ПО 60 ДОЛЛАРОВ НА РЕБЕНКА

К настоящему времени обещана следующая помощь гражданам. Семьям, имеющим право на материнский капитал, в течение трех месяцев, начиная с апреля, будет ежемесячно выплачиваться по 5 тыс. рублей дополнительно в расчете на каждого ребенка; максимальная выплата пособия по безработице увеличивается с 8 тыс. рублей до 12 тыс. 130 рублей; предусматриваются каникулы как по потребительским, так и по ипотечным кредитам, если человек попал в сложную жизненную ситуацию.

Для наиболее пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса предусматривается отсрочка по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие 6 месяцев, а дальше эту отсрочку можно погашать равными долями в течение года. Социальные и страховые взносы для всех малых и средних предприятий снижаются с 30% до 15%; вводится мораторий на начисление штрафных санкций на граждан за неоплаченные коммунальные услуги и т.д.

Общий объем финансовой помощи оценивается властями в 2,4% от ВВП.

Но есть в этих мерах и то, что отличает российский подход к экономическим мерам в период кризиса от того, что уже практикуется во многих странах. Российские власти до самого последнего дня не хотели помогать пострадавшим гражданам в период «коронавирусного» кризиса путем раздачи денег. Причем под «раздачей» надо понимать, скорее, не выделение гражданам денег напрямую, а то же субсидирование зарплат. Беспроцентный кредит на выдачу зарплаты для работников наиболее пострадавших малых и средних предприятий — максимум, на что соглашались власти.

Наконец 15 апреля 2010 года президент объявил о готовности государства предоставлять безвозмездную финансовую помощь малым и средним компаниям пострадавших отраслей исходя из суммы …12 тыс.130 рублей на одного сотрудника в месяц. То есть в размере все того же пособия по безработице.

ОТ СОТЕН ДО ТЫСЯЧ ЕВРО — КАЖДОМУ

За рубежом во многом подходят по-другому. К примеру, в ФРГ было выделено 50 млрд евро на поддержку индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 тыс. евро на три месяца на каждого (размер зависит от величины фирмы и от федеральной земли). В Гонконге власти решили выдать каждому в долларовом эквиваленте 1300 долларов. В США сумма материальной поддержки граждан зависит от их доходов. Зачастую это около 1200 долларов США на человека. Аналогичные меры поддержки действуют и в других странах, например, Греции и Италии и др.

Венецианские гондольеры, кстати, получили по 600 евро для начала, и власти обещают как минимум повторить им материальную помощь, даже несколько увеличить ее размер.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТРУДУ ГЕРМАНИИ БЕРЕТ НА СЕБЯ ВЫПЛАТУ 60% ЗАРАБОТКА КАЖДОГО БЕЗДЕТНОГО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ГДЕ ВВЕДЕН РЕЖИМ НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ, А ДЛЯ ТЕХ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ — 67%

Популярной формой поддержки является субсидирование зарплат со стороны государства, когда предприятия вводят так называемый режим частичной занятости. Так, Федеральное агентство по труду Германии берет на себя выплату 60% заработка каждого трудящегося на таких предприятиях, у которых нет детей, и 67%, если у работника дети есть. (Сравните с упоминавшимся выше размером финансовой помощи в расчете на одного работника в России.) Таким образом, палитра мер по поддержке работников в период «коронавирусного» кризиса достаточно широка.

Можем ли мы надеяться, что с учетом зарубежного опыта может измениться и российский подход?

НА ЛЮДЕЙ — ЖАЛКО

Чтобы оценить вероятность этого, необходимо постараться понять, почему российские власти идут своим путем, почему они ни в какую не хотят тратить свои резервы на массовую «раздачу» денег населению.

Во-первых, власти и бизнес рассчитывали, что деньги из нашей основной кубышки — Фонда национального благосостояния (ФНБ) — можно будет тратить совершенно на другие цели. Дело в том, что ФНБ, после того как его объем достиг 7% от ВВП (около 8 трлн. рублей), стало возможным тратить на разного рода проекты. Эта отметка была достигнута в начале 2020 года, а к 1 апреля текущего года в ФНБ уже было 12,9 трлн. рублей. Представьте: почти 5 трлн. рублей уже были готовы потратить в упрощенном порядке, а тут так некстати этот «коронавирусный» кризис и многие миллионы людей, нуждающиеся в финансовой помощи от государства. Совсем не входило ни в какие планы помогать обычным людям. Вот и тянут с помощью, надеясь, что и без этого как-нибудь кризис преодолеем.

Во-вторых, власти напуганы неопределенностью кризиса. Неизвестно, как он будет развиваться, сколь долго продлится, поэтому резервы, и побольше, хочется сохранить.

ПОЧТИ 5 ТРЛН РУБЛЕЙ УЖЕ БЫЛИ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ, А ТУТ ТАК НЕКСТАТИ ЭТОТ «КОРОНАВИРУСНЫЙ» КРИЗИС И МНОГИЕ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ОТ ГОСУДАРСТВА. СОВСЕМ НЕ ВХОДИЛО НИ В КАКИЕ ПЛАНЫ ПОМОГАТЬ ОБЫЧНЫМ ЛЮДЯМ

В-третьих, российские власти сегодня ограничены в заимствованиях, поэтому также вынуждены в большей степени думать о сохранении своих резервов. Да-да, это те самые санкции, которые в отношении России никто не отменял. Естественно, что речь идет прежде всего о внешних заимствованиях. Однако будут сложности и с внутренними заимствованиями, потому что в такие периоды и инвесторы ведут себя сдержанно даже по отношению к государственным бумагам.

В-четвертых, менталитет чиновничества, несмотря на кризис, остался прежним. Административный вес чиновника или госоргана определяется тем, каким объемом средств они управляют. Вот и сидят на этих деньгах, полагая, что таким образом сохраняют свой статус.

К особенностям менталитета чиновничества следует отнести и то, что они рассматривают резервные деньги чуть ли не как свои собственные. Они просто забывают, что деньги того же ФНБ получены от продажи нашего национального богатства — нефти. Значит, и деньги, условно говоря, принадлежат всем, а чиновники на самом деле являются только операторами по их распоряжению. Но, конечно, они об этом не помнят и категорически не хотят так думать.

Анализируя, что может измениться в обозримой перспективе в этом плане, приходишь к неутешительному выводу, что принципиально подход к этой проблеме никто не пересмотрит. Значит, мер поддержки будет становиться все больше и больше (надо же что-то делать при ухудшающейся ситуации), но на главное власти так и не решатся. Возможно, потом и захотят нормально субсидировать те же зарплаты, но денег на это в достаточном объеме уже не останется.

Так что одно дело — много рассуждать о социальном характере российского государства и даже какие-то гарантии этого добавлять в Конституцию, и совсем другое — проявлять эту самую социальность на деле в период тяжелейшего кризиса.

Игорь Николаев, доктор экономических наук

Общество

ВШМ СПбГУ и «Яков и Партнёры» открыли новое образовательное направление «Стратегия и консалтинг»

Высшей школой менеджмента СПбГУ вместе с компанией «Яков и Партнёры» c 19 февраля 2024 г….

Общество

Новые правила госзакупок: приоритет для отечественного производителя

Госдума приняла в первом чтении законопроект о единых правилах национального режима для госзакупок для отдельных…

экономика

Лилия Мингазова ответила на актуальные вопросы по страхованию

Лилия Мингазова, возглавляющая направление прямых продаж Федерального страхового сервиса «Альтернатива», ответила на актуальные вопросы по…