Дети на тропе войны

22 января 2018
Общество

Ключ к решению проблем случившегося в Перми и Улан-Удэ лежит в ящике, о существовании которого мы давно забыли

Знаете, в какой момент дети начинают ругаться матом и лупить одноклассников? Когда раз за разом им приходится доказывать, что они существуют. Эдакое «аз есмь». Когда человек не привык, что его видят, когда он — всего лишь соринка в классе. И ему приходится трудиться, чтобы его сочли сущим.

Я, естественно, далёк от того, чтобы заявить, что последние страшные случаи можно оправдать только тем, что мы, взрослые, вели себя неправильно. Речь идёт о преступлениях — возможно, совершенных людьми с психическими отклонениями. Оправдать это, естественно, нельзя. А вот объяснить можно.

Мы ведь сами расчеловечиваем наших детей. В так называемом «воспитательном процессе» взрослые зачастую только и делают, что утверждают: на всякий вопрос существует один всем известный и правильный ответ. При этом сила и умение любой ценой настоять на своём превозносятся как наивысшая доблесть. Так вот и сжимается пружина — раз, другой, третий. Ещё двойка, ещё унижение, оскорбление… А способа отреагировать для них по-прежнему не предусмотрено. Человеческого способа.

Друзья, с глубоким прискорбием вынужден заявить: чаще всего именно требование тупого подчинения и стремление причесать всех под одну гребенку становятся причиной насилия. И наоборот: возможность быть собой рождает уверенность и покой, снимает необходимость постоянно доказывать собственное право на существование.

Люди, которым живётся хорошо, не замахиваются топором на других, не стремятся лишить жизни себя и себе подобных
Парадоксальным образом получается, что ключ к решению проблемы лежит в ящике, о существовании которого мы давно забыли. Если у человека есть возможность прийти к кому-то и сказать: «Объясни, пожалуйста — я не понимаю, зачем мне нужна эта задача по математике», или получить «пару» по русскому языку и попросить: «Помоги понять, что я сделал не так», или просто пожаловаться: «Мне так одиноко, я не знаю, как с этим быть», — у него нет необходимости в использовании агрессии в качестве инструмента.

Мальчик, который пришел в школу с топором или ножом, не нашел другого способа выразить себя. Не было человека, который бы принял его без условий — таким, какой он есть. Он не смог прийти в этот момент к учителю и сказать: «Со мной что-то происходит. Мне больно и плохо». Или пожаловаться на то же самое маме или папе.

Люди, которым живётся хорошо, не замахиваются топором на других, не стремятся лишить жизни себя и себе подобных (и да, это мы, взрослые, ответственны за то, что им плохо). Так не ведут себя люди, которые умеют другими способами справляться с тяжелыми ситуациями (да, это мы не смогли научить их вести себя с миром по-человечески). Так не ведут себя люди, ценящие жизнь — как чужую, так и свою (и да, это мы обесценили в их глазах их собственную жизнь).

Наших детей нужно учить тому, что мир не одномерен, напротив — он многогранен и сложен. И что место в нем есть для каждого из нас
Давайте на миг предположим, что дело действительно было в двойке, как рассказали нам в телерепортажах. Что ребёнок был уязвлён и расстроен, что не знал, как дальше правильно себя вести, что не чувствовал в себе силы взять и исправить оценку. Куда идти ему в такой ситуации? К родителям? А если они уже выразили своё отношение чем-то вроде «ещё одна двойка — пеняй на себя»? А дальше — вы ведь знаете — вариантов масса. В одном случае это «пеняй на себя» означает «забудь о подарке на день рождения». В другом — «мы лишим тебя всего, что ты ценишь». В третьем — и вовсе изобьем. Пойти к учителям? Но разве они готовы дать поддержку по существу? К друзьям? Но и с друзьями всё может быть очень непросто.

Большинство детей сегодня оказалось лишено базисного человеческого права: права на защиту. Как часто взрослые, оправдываясь некими высшими соображениями, по сути объединяются против детей вообще и конкретного ребёнка в частности? Что делать человеку в такой ситуации, как противостоять злу и несправедливости? Как продолжать жить, когда кажется, что весь мир против тебя, когда так плохо, что хочется исчезнуть, и ты чувствуешь себя в вакууме, из которого начинаешь лихорадочно искать выход? Иногда, к сожалению, выход находится только такой — очень-очень страшный.

Я уверен в том, что есть лекарство от этой страшной болезни: возвращение человеку права на себя. Наших детей нужно учить тому, что мир не одномерен, напротив — он многогранен и сложен. И что место в нем есть для каждого из нас. Мы, взрослые, должны позаботиться о том, чтобы у наших детей был адрес, по которому не страшно обращаться в случае беды. У сегодняшнего поколения такого адреса нет.

И напоследок. Вам не кажется, что мы говорим на любые отвлеченные темы, кроме самой главной — практической? А именно — как мне, взрослому, стать тем человеком, к которому ребёнок может прийти и поговорить на любую волнующую его тему? И если нашим детям вдруг станет настолько плохо, что они захотят взять топор, чтобы в этот момент они знали, что на земле есть хотя бы один человек, которому они смогут об этом сказать?

Дима Зицер

экономика

Шины отечественного производства получили положительные отзывы от экспертов всероссийской программы оценки качества

Грузовые шины Шинного комплекса KAMA TYRES получили профессиональное признание и стали победителями федерального этапа престижной…

Технологии

Образование будущего: какие 5 технологий меняют правила игры

Современные технологии кардинально меняют ландшафт образования, стирая географические границы и создавая новые возможности для учащихся…

Общество

Еще в четырех районах столицы начали работать кинотеатры сети «Москино»

  Москвичи уже могут посмотреть здесь такие отечественные фильмы, как «Алиса в Стране чудес» и…