О Второй мировой войне на сегодня снято порядка тысячи фильмов. Какие из них матери-истории ценны?
Выступавший 25-го июня в Московском международном мемориале сотрудник польского института международных отношений и эксперт в области киноискусства Лукаш Ясина уверенно считает, что кинематограф призван создавать правдивые художественные образы о главной человеческой катастрофе XX-го века. Что может кино, так это показать правду о войне. К сожалению, далеко не все существующие кинематографические произведения выполняют эту задачу. Создание многих из них было обусловлено пропагандистскими целями. Ярким примером искажения военной действительности может служить фильм «Падение Берлина», в котором показано, как Сталин, никогда не бывавший в Германии, героически руководит штурмом столицы вражеского государства. При этом умалчивается факт того, что бездарные действия советских маршалов, озабоченных стремлением опередить своих союзников, за несколько дней боёв за город привели к гибели и тяжёлым ранениям более 350 тысяч красноармейцев. В большинстве советских фильмов война монументально показана как наилучшее место для совершения подвигов.
Разговор в основном был посвящён фильмам, снятым в Польше, Англии и Советском Союзе. Их сравнение позволяет увидеть, как политические государственные системы могут влиять на вытеснение правды из произведений и её замену пропагандистскими мифами. Замечено, что там, где было больше государственной цензуры, там меньше создавалось правдивых кинолент. Лектор отметил, что, польская кинематография, в сравнении с советской, испытывала гораздо меньший государственный прессинг, что позволило ей создать в целом более правдивое представление о войне. Что касается американских и английских фильмов, то, по мнению эксперта, даже худшие из них следует считать хорошими.