Чем нынешние выборы не отличаются от советских

16 марта 2018
Общество

Буфеты, концерты, агитаторы и протестное голосование снова востребованы

Вышедшая на финишную прямую президентская кампания продемонстрировала востребованность в ХХI в. чисто советских практик привлечения на участки избирателей ради максимизации явки. Как и 70 лет назад, в ход идут концерты и буфеты, персональные приглашения и агитаторы, вездесущие плакаты и прочая атрибутика, призванная воскресить атмосферу «всенародного праздника» волеизъявления, – разве что с небольшой поправкой на современные технологии и наработки шоу-бизнеса. Настойчивое принуждение к осуществлению выбора без выбора (как правило, в бюллетенях было по одному кандидату) и в советские годы порождало сопротивление: даже в сталинские времена были избиратели, которые находили в себе силы выразить протест против «избираемой» власти и бессмысленности безальтернативных выборов, рискуя быть осужденными за несколько строк на избирательном бюллетене.

Агитация на общественных началах была обязательным атрибутом выборов в советские годы. Агитаторы обходили избирателей, призывая их в день выборов прийти на участки. Члены избирательных комиссий были ответственны за обеспечение близкой к 100% явки (например, на выборах в Верховный совет СССР 1946 г. явка составила 99,7%), вспоминает эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин. Отказ от голосования воспринимался как ЧП или в лучшем случае фронда. Но агитаторы действовали официально – теперь персональной работой с избирателями директора школ, главврачи, соцработники, руководители ГУПов, МУПов и ФГУПов занимаются уже неофициально. За все избиркомы страны агитирует председатель ЦИК Элла Памфилова – за ее факсимильной подписью избирателям рассылаются открытки-приглашения, гарантирующие, что нас будут «рады видеть на избирательном участке с 8.00 до 20.00», а тех, кто уже отвык заглядывать в почтовый ящик, приглашают sms-сообщениями (накануне дня голосования пошла уже вторая волна рассылок). То, что избирательной вертикали поручили достичь результатов 70% явки и 70% проголосовавших за действующего главу государства, не раз опровергали официальные лица. Но арсенал средств принуждения разнообразнее, чем в советские времена: от студентов, врачей и работников госпредприятий требуют указать место голосования, отчитаться о его времени, прикрепиться к участку возле места работы, учебы или службы, сфотографировать «правильно» заполненные бюллетени. Людям, чьи занятость и благосостояние зависят от госбюджета, недвусмысленно намекают, что, как и в советские годы, отказ от участия в голосовании будет рассматриваться как девиантное поведение и может повлечь неприятные последствия вплоть до увольнения – вопреки Конституции и первой же статье закона «О выборах президента», согласно которой «никто не вправе оказывать воздействие на гражданина <…> с целью принудить его к участию или неучастию в выборах президента».

 

Как и в советские годы, современные выборы – это не только участок для голосования, но и сопутствующая торговля – пусть уже не дефицитной, но зато заведомо недорогой снедью: голосовать не только правильно, но и выгодно. Во времена пустых полок в магазинах само появление продуктов в буфете и выездная торговля промтоварами были дополнительным стимулом прийти на избирательный участок. Сейчас лояльного власти небогатого избирателя, чей достаток за последние годы все больше зависит от государства, завлекают низкими ценами на макароны (20 руб.), сахар (25 руб.), тушенку (говяжья или свиная – 35 руб.), кильку в томате (25 руб.), крупу (гречка – 20 руб.) и др. К хлебу добавляют зрелищ: в советские годы концерты проходили даже на избирательных участках, напоминает Бузин. Например, в марте 1950 г. писатель Леонид Ленч просил руководителя секретариата Иосифа Сталина Александра Поскребышева разрешить заслуженной артистке РСФСР Любови Орловой исполнять в концертах на избирательных участках его рассказ «Дорогой гость», иллюстрировавший, по словам Ленча, «трогательную любовь простых людей к Сталину». Сейчас актеры такого масштаба на избирательных участках не появляются, но во многих городах молодым избирателям обещают после голосования бесплатные билеты на концерты поп-исполнителей, а Николай Басков, например, в своем инстаграме обещает поставить лайк каждому, кто в день выборов сделает селфи или видео на избирательном участке и опубликует его в соцсетях. Подобные действия избиркомы подкупом избирателей не считают.

Читать полностью

Общество

Стратегии доверительного управления ИК Fontvielle показывают уверенный рост

Портфельные управляющие инвестиционной компании Fontvielle представили отчёты за I квартал 2024 года по стратегиям ДУ…

экономика

Агата Муцениеце стала лицом бренда Familia в 2024 году

Артистка Агата Муцениеце в 2024 году стала лицом бренда Familia. Теперь сеть магазинов Familia объявила…

Технологии

Разработчик «Р7-Офис» подвел итоги работы партнеров в 2023 году на Большом партнерском саммите Р7

В Москве прошла партнерская конференция Р7, участниками которой стали более 1000 человек. Компания АО «Р7»…