В современном мире, где условия рынка постоянно обновляются, компаниям необходимо уметь адаптироваться к изменениям. Особенно тем, которые касаются поведения потребителей. Отслеживание этих изменений является неотъемлемой частью успешной бизнес-стратегии.
На трансформацию потребителей влияет большое количество разных факторов. При этом сейчас Россия столкнулась с новыми специфическими условиями, для которых просто не существует однозначно эффективных алгоритмов и решений. Предпринимателям необходимо не только отслеживать изменения в бизнес-среде, но и понимать, как они могут отразиться на их потребителях.
Павел Шевченко предприниматель, эксперт по продажам на маркетплейсах, в беседее с изданием “Деловое обозрение” назвал 2022 год бумом маркетплейсов: количество покупок, совершенных россиянами на агрегаторах, выросло на 43% по отношению к прошлому году. На сегодняшний день именно на маркетплейсы приходится 8,5% от всех трат жителей нашей страны (онлайн и оффлайн), что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Самым активным и месяцем стал ноябрь: черная пятница не может оставить равнодушным никого. Поэтому в четвертом квартале 2022 года количество продавцов возросло в 1,5 раза.
Самой популярной площадкой остается Wildberries: 60% поставщиков торгуют именно здесь. Некоторые данные говорят, что пользователи посещают маркетплейс чаще, чем Википедию.
Что касается поведенческих перемен, потребители теперь заказывают в онлайн-магазинах товары практически всех категорий. Закрепила свои позиции доставка продуктов и скоропортящихся товаров, хотя эта система еще не отработана до конца. Самыми популярными нишами остаются одежда и обувь, а также косметика и электроприборы. Это те товары, с которыми можно смело заходить на маркетплейсы.
Маркетологам, однозначно, нужно учитывать позиционирование разных маркетплейсов. Например, Озон из-за обилия телерекламы с участием звезд у многих покупателей ассоциируется с более дорогими и качественными продуктами. Wildberries в их глазах — это скорее про экономию, хотя товары и ценовые показатели у них бывают идентичными.
Также из-за нарастающей конкуренции маркетологам стоит ответственнее подходить к оформлению карточек. Интерес к инфографике кратно растет. Согласно данным Ozon товары с иллюстрированными описаниями пользуются повышенной популярностью. Еще нужно учитывать, что большинство людей покупают товары с помощью смартфона, поэтому картинка не должна быть перегружена мелкими деталями. Очень хорошо работают изображения в формате 360, когда человек может рассмотреть товар со всех сторон. Это лучший формат для продажи одежды, обуви, аксессуаров.
Чтобы поднять товар в выдаче на маркетплейсе теперь недостаточно только вставить ключевые слова в название. Нужно подумать и об отзывах. Так что маркетологам стоит поразмыслить, как стимулировать потребителей их оставлять.
Также не стоит забывать и о возможностях промо-механик, которые существуют на маркетплейсах. Еще продавцы могут привлекать трафик с помощью рекламных размещений. Например, товар может мелькать на главном баннере или фигурировать в рассылках от маркетплейса и в ТВ-рекламе. Важно пробовать, тестировать гипотезы и обязательно оценивать эффективность.
Сейчас активно развиваются сервисы аналитики, которые позволяют прогнозировать спрос и расходы продавцов на основе статистических данных. Благодаря им продавец сможет выстроить эффективный план продаж и сформировать конкурентную цену. Нужно обязательно пользоваться данными инструментами, чтобы в 2023 году преуспеть на маркетплейсах.