В выходные сеть городских порталов RUgion в РФ (41 сайт) опубликовала подробный материал о том, как Роскомнадзор блокировал СМИ за слово «Путин».
Сама по себе история с первоисточником новости тривиальная. В России почти на каждом заборе висит что-нибудь оскорбительное, в том числе и в адрес властей. Но в этот раз РКН был особенно бдителен.
С чего все началось? 31 марта 2019 года (через два дня после принятия поправок к закону) на здании УМВД в Ярославле появилась надпись с фамилией, идентичной фамилии президента РФ, и оскорбительным словом. Об этом, не цитируя оскорбление, написали все ярославские СМИ. После звонка из РКН многие местные издания — «Московский комсомолец в Ярославле», «Эхо Москвы в Ярославле», сайт телеканала «Первый ярославский» и другие — удалили новость. Исчезла новость даже из Яндекс-новостей.
Отказались убирать по звонку заметку со словом «Путин» два издания — «Яркуб» и 76.RU. Вскоре после этого их заблокировали без уведомлений и официальных предупреждений. Уведомление из РКН поступило в редакции задним числом с цитатой из закона об оскорблении власти и государственных символов. Ведомство при этом ссылалось на решение Генпрокуратуры.
Портал 76.RU не работал более 12 часов, «Яркуб» находился под блокировкой более трех дней.
Позднее новость со словом «Путин» на сайте 76. RU трансформировалась в заметку о некоем безымянном гигантском граффити на здании УВД. Снимок граффити также отсутствует.
Редакторы и журналисты порталов считают: они попадают в ловушку цензуры с новым законом. И на них пытаются обкатывать новый механизм блокировок.
«Мы все должны чётко понимать механизмы, по которым работает закон. И эти механизмы должны быть в равной степени применимы ко всем СМИ», — утверждает главный редактор портала 76.RU Ольга Прохорова.
Поправки об ограничении распространения материалов, которые выражают явное неуважение к обществу и государству, вступили в силу 29 марта. По новому закону интернет-ресурсы обязаны удалять оскорбительную информацию по требованию Роскомнадзора, или будут заблокированы. Также им грозит штраф от 30 000 рублей.
Но сегодня интернет-изданиям дали понять: даже если самого оскорбления нет ни в тексте, ни на фото, наказание неизбежно последует. РКН волен сам интерпретировать, что следует считать неуважительным или оскорбительным.
Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе