За последнее пару лет в городе Питкяранте проведена «оптимизация» ряда социальных учреждений. Например, закрыт родильный дом (оставлено лишь несколько специализированных коек в районной больнице), в повестке дня — объединение детских дошкольных организаций. Каждое такое управленческое действие органов власти вызывает возмущение местной общественности, которое выплёскивается на улицы и в социальные сети. Но муниципальная районная газета «Новая Ладога» странным образом к подобным конфликтам относится равнодушно. На её страницах нельзя прочитать о бушующих в городе страстях. Хотя в социальных сетях всё происходящее подробно освещается, и жители Питкяранты обладают полной информацией о событиях местной жизни, в том числе и о тех, которые замалчиваются районной газетой.
Редакционная политика издания – дистанцироваться от конфликтов населения с властью – породила неожиданную реакцию местных активистов. От имени горожан было подготовлено письмо, адресованное депутатам Питкярантского районного совета. В нём предлагалось экономить бюджетные средства не на детских садах и школах, а на муниципальной газете. Для начала предлагается вернуть ей привычный чёрно-белый дизайн (и таким образом сэкономить), а, кроме того, сократить её печатный объём на пару страниц. Документ передан в районную администрацию и аппарат районного совета депутатов, так что депутатам придётся реагировать на обращение избирателей.
Районные муниципальные газеты давно не являются единственным источником информации для местных жителей, во всех райцентрах Карелии активные граждане создают свои группы в социальных сетях, в республике они размещаются в ВКонтакте», и действуют как «информационные агентства», ежедневно и оперативно сообщая обо всех событиях местной жизни. Как правило, тональность публикаций критическая по отношению к органам власти, потому что люди пишут о своих проблемах, которые органы районной и городской власти как раз и не решают. В такой ситуации официальные районные издания проигрывают информационную конкуренцию социальным медиа. И жители Питкяранты первыми в Карелии продемонстрировали, к чему это может привести, когда налогоплательщики потребовали от своих депутатов сократить объём финансирования районного периодического печатного издания. Депутаты оказываются в сложном положении, они вынуждены учитывать мнение своих избирателей. А действия самих депутатов находятся под неусыпным контролем медиа активистов.
Если районные газеты не учтут новых информационно-технологических обстоятельств (они уже находятся в зоне острой информационной конкуренции), то будущее их не завидно. Они рискуют потерять читателей (подписчиков), лишиться розницы (зачем покупать газету, если в ней не освещается местная жизнь) и выродиться в информационные вестники, публикующие нормативные акты. А для газеты это гибель.
Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе