В конце февраля Ассоциация крупнейших в России благотворительных и донорских организаций «Форум Доноров» провела открытую дискуссию по образованию в рамках проекта «Репозиторий (банк данных) лучших практик в сфере благотворительности». Цель мероприятия — представить и обсудить проекты, нацеленные на поддержку образования и науки и доказавшие свою эффективность. Сегодня в России одинаково активны в этом направлении и компании, и некоммерческие организации: оно является приоритетным в корпоративной благотворительности 87% компаний (по данным исследования «Лидеры корпоративной благотворительности»-2018) и входит в ТОП-4 популярных направления деятельности НКО (по данным исследования «Точка отсчета»-2018).
1. Фонд «Вольное дело» реализует целую инженерную программу — систему целенаправленной подготовки к выбору инженерной профессии и цифрового производства. Ее главная особенность в том, что она дает возможность детям, начиная с первого класса, развивать в себе прототехнические квалификации (так, интернету вещей участники программы обучаются с 5 класса).
К тиражированию программы Фонд относится ответственно, обеспечивая комплексную поддержку образовательных учреждений-партнеров: не только обучая студентов, но и помогая закупать оборудование и переобучать педагогов.
Инновация программы — возможность школьникам попробовать и найти свою сферу: учащийся проходит один или несколько блоков в формате экспресс: прототипирование, инженерный и промышленный дизайн, робототехника, интернет вещей, мехатроника, медиатехнологии, электротехника, электроника, автоматизация и электрофикация. В результате ребенок формирует транспрофессиональное видение. И далее может выбрать углубленную программу на 140 часов.
2. АНО «Рост» совместно с ПАО «Ростелеком» реализует проект РОСТ: онлайн-репетиторство для воспитанников и выпускников детских домов, расположенных в отдаленных населенных пунктах. Благодаря участию в проекте дети развиваются, готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, учатся работать с онлайн-инструментами, знакомятся с более привлекательными карьерными и жизненными перспективами, меняется их отношение к образованию. В активе проекта уже более тысячи обученных с 2014 года.
3. ООО «Дж.Т.И.Россия» совместно с РООИ «Перспектива» с 2015 года реализует образовательный проект «Универсальный дизайн» по обучению студентов архитектурных вузов и специалистов в области проектирования принципам универсального дизайна для создания доступной среды для людей с инвалидностью. В рамках проекта каждый год проводится всероссийский студенческий конкурс на лучший проект с применением принципов универсального дизайна при разработке архитектурных решений, а также проектировании городской инфраструктуры. Проект получил поддержку со стороны Союза архитекторов России и был одобрен Министерством образования и науки РФ. В рамках проекта более 2000 студентов архитектурных вузов и 1000 специалистов в области архитектуры и дизайна прошли обучение принципам Универсального дизайна, и многие смогли применить их на практике.
4. Компания Samsung представила два своих проекта: первый из них IoT-Академия — программа по интернету вещей для студентов 2-4 курсов с обязательным компонентом — разработкой собственных проектов. Годовая программа была составлена экспертами НИЦ Самсунг в России, и отдельное внимание в ней уделено периодическому повышению квалификации и самих преподавателей. Сегодня компания сотрудничает по этой программе с 10 вузами России.
В рамках второго — IT-школы Самсунг — последние 5 лет в формате допобразования старшеклассники (9-10 класса) проходят углубленные основы информационных технологий (курс подготовлен совместно с Физтехом) и получают практические навыки по разработке собственных приложений.
Обучение бесплатное, условия поступления — вступительный онлайн-тест (на простое понимание алгоритмических процессов и собеседование с преподавателем) и конкурс 4 чел. на место. Ежегодно в IT-школе обучаются в среднем 1200 человек.
5. Фонд «Траектория» знаменит своей Астрофизической школой для старшеклассников. В ее основе — трехлетний цикл очных и заочных занятий для одной и той же группы детей. Очные — два раза в год — на весенние и летние каникулы — на базе действующих обсерваторий или исследовательских центров; заочные — промежуточные занятия по физике и математике и подготовка проектов с группой тьюторов. Среди изучаемых в школе дисциплин есть физика, математика, астрономия, английский язык, астрофизика. Задача курса — показать школьникам, кто такие ученые, что наука — это не скучно и как можно эффективно (в т.ч. с точки зрения экономической эффективности) заниматься наукой.
6. Совместный проект Фонда «Фокус-Медиа» и Ситибанк «Развитие навыков трудоустройства уязвимой молодежи России» делает акцент не на содержании, а на форме. Организаторы столкнулись с проблемой низких коммуникативных навыков учащихся колледжей. Теперь ребят учат навыкам составления резюме, самопрезентации, прохождения собеседования, основам корпоративной культуры. Занятия проходят в виде обучающих игр-модулей на платформе «Моя карьера». Наиболее активные ребята после прохождения обучения получают очные консультации и рекомендуются к трудоустройству. При этом фонд периодически собирает обратную связь и отзывы от работодателей.
Еще одна отличительная особенность портала — информация о более 30 рабочих профессиях с возможностями дополнительного карьерного развития по каждой из них.
7. В «ФосАгро»-классах (9-11 классы) в течение пяти лет учились школьники, которых затем компания «вела»: через вузы в отраслевые организации, в т.ч. в ФосАгро. Ряд школьников благодаря компании поступали по целевым направлениям в ведущие вузы со стипендиальным покрытием. Конкурс в такой класс вырос с 2015 до 2018 гг. в 4 раза: с 2 до 8 человек на место. В 2018 году «ФосАгро» расширила воронку своих образовательных проектов и включила школьников всех возрастов (итого — 6 школ в регионах присутствия). Кроме того, с 2019 во всех школах откроются инженерно-технические лаборатории.
8. Фонд Андрея Мельниченко реализует программы поддержки одаренных школьников. Среди них — созданный в Кузбассе Центр детского научного творчества «Интеллектуал КемГУ», где школьники изучают физику, химию, математику и астрономию, ДНК — детский научный конкурс, а также Конференция преподавателей образовательных центров, где обсуждаются проблемы одаренности детей.
9. Стипендиальная программа Владимира Потанина, ставшая продолжением Федеральной стипендиальной программы, – одна из крупнейших инициатив Благотворительного фонда Владимира Потанина. За двадцать лет реализации программы стипендии и гранты получили более 27 тыс. студентов и 2 тыс. преподавателей из 83 вузов России. В ее фокусе – комплексный подход к высшему образованию в России: разработки программы способствуют повышению статуса российских вузов и их эффективной интеграции в международное образовательное и общественное пространство. Стипендиальная программа расширяет спектр образовательных моделей и практик для студентов и преподавателей через поддержку междисциплинарных и межсекторных партнерств, академической мобильности, организацию профессионального диалога и гибким социальным навыкам, без которых невозможно развитие экономики будущего.
Форум Доноров, подводя итоги сессии, еще раз напомнил участникам основные черты проекта «Репозиторий лучших практик в сфере благотворительности».
Его структура состоит из трех основных элементов:
1. Встречи (бенчмаркинг-сессии для представления проектов и обмена опытом)
2. Кейсы (разработка описательных кейсов по единой методике; разработка учебных кейсов)
3. Обмен (публикация кейсов на online-ресурсах Репозитория; перевод и распространение кейсов).
Форум Доноров приглашает НКО и компании, реализующие благотворительные программы в сфере образования присоединиться к формированию базы кейсов. Структура описательного кейса включает:
° Проблемная ситуация и контекст
° Целевая группа и важнейшие влияющие стейкхолдеры
° Цели и задачи
° Содержание, ключевые механизмы проекта
° Ресурсное обеспечение
° Результаты проекта
° Вызовы и решения (проблемы, непредусмотренные внешние обстоятельства, что-то, что потребовало изменения дизайна)
° Перспективы развития
° Атрибутивная информация (технические детали)
Бенчмаркинг-сессиии Форум Доноров проводит в рамках проекта «Репозиторий (банк данных) лучших практик и кейсов в сфере благотворительности», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. Цель проекта — обобщение и популяризация лучших практик в сфере благотворительной и добровольческой деятельности.