В помещении Международного Мемориала, что в Каретном ряду у сада «Эрмитаж», состоялась презентация только что вышедшей в свет книги с многозначительным названием «ПОЧЕМУ РАСПАЛСЯ СССР». Так почему же? Мнений на этот счёт — множество. Большинство наших и уже не наших граждан знает точный ответ на этот сакраментальный вопрос, и каждый знаток готов перегрызть другому знатоку горло, если их мнения расходятся.
А что думают и вспоминают по этому вопросу те, кто после распада Советского Союза стали первыми руководителями новых независимых государств? О чём они свидетельствуют, в чём видят причину гибели сверхдержавы и какую дают оценку свершившимся событиям, изменившим карту мира и жизнь многих миллионов людей?
Книга передаёт разговоры видного российского политолога, эксперта по странам бывшего СССР Аркадия Дубнова с лидерами возникших республик, проведённые в форме интервью в 2016-17 годах. В книгу также помещено интервью с Геннадием Бурбулисом, активно участвовавшим в подготовке Беловежского соглашения и способствовавшим приходу молодых экономистов «команды Гайдара» к власти.
Всего получилось четырнадцать интервью, которые можно с полным правом рассматривать в качестве глав. Каждая из них имеет подзаголовок, составленный из ключевых слов интервью, позволяющими судить о ходе мыслей опрашиваемого по главному вопросу книги.
ГЕННАДИЙ БУРБУЛИС, первый и единственный государственный секретарь РСФСР: «Утрата родины для нормального человека — личная трагедия» .
СТАНИСЛАВ ШУШКЕВИЧ,экс-председатель Верховного Совета Республики Беларусь: «Все беспокоились из-за ядерной кнопки».
ЛЕОНИД КРАВЧУК, первый президент Украины: «Это была форма разрушения Советского Союза мирным путём».
АКЕЖАН КАЖЕГЕЛЬДИН, экс-премьер Казахстана: «Мы знали помнили, что русские платили нам дань».
ВИТАУТАС ЛАНДСБЕРГИС, экс-председатель Верховного совета Литвы: «Все за перестройку, но Горбачёв за маленькую, а мы — за большую».
АКБАРШО ИСКАНДАРОВ, экс и.о.президента Таджикистана: «В основном в Таджикистане все были за ГКЧП».
ИВАР ГОДМАНИС, экс-премьер-министр Латвии: «Мы приняли решение ввести свою валюту в течение одного дня».
АРНОЛЬД РЮйТЕЛЬ, экс-президент Эстонии: «Мы должны быть благодарны тем силам. которым удалось предотвратить гражданскую войну».
ТЕНГИЗ СИГУА, экс-премьер-министр Грузии: «Горбачёв принуждал, Гайдар — никогда».
ВАЗГЕН МАНУКЯН, экс-премьер министр Армении: «Времена, когда для выживания и сохранения безопасности нужны были громадные империи, прошли»,
ИСА ГАМБАР, экс и.о. президента Азербайджана: «Как только в империи начинает развиваться демократия, она больше не может удерживать свои пределы» .
АСКАР АКАЕВ, экс-президент Киргизии: «Борис Николаевич сказал: «Аскар нам рано успокаиваться»».
НАЗАР СУЮНОВ, бывший зампред Совета министров Туркменистана: «Я объявил народу, что мы можем быть вторым Кувейтом».
МИРЧА СНЕГУР, первый президент Молдавии: «Мы начали реформы на пустом месте. Всё пришлось делать с нуля»,
На презентации присутствовал и выступил с несколькими речами бывший президент Киргизии, а ныне профессор МГУ Аскар Акаев. Между ним и Аркадием Дубновым возник спор. Профессор категорически не согласился с мнением политолога в том, что гибель СССР была неизбежной. По мнению математика Акаева, у каждой системы имеется своя бифуркационная точка, после прохождения которой в ней могут наступить как положительные, так и и отрицательные изменения. Акаев считает, что СССР в девяностые годы достиг своей бифуркационной точки, и лишь нелепые случайности помешали ему сохраниться.