Обожаю команду Алексея Венедиктова «Эхо Москвы». Дня не проходит, чтобы эти ребята не выдумали чего-то из ряда вон выходящего! Они ищут подтекст даже там, где его нет!.. Получила сегодня в почту от коллеги небольшое произведение журналиста «Эха Москвы» Сергея Асланяна «О всадниках в советском кино!» Речь идёт о знаменитом боевике Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». А пишет он вот о чём: «Почему в начале и конце фильма «Неуловимые мстители» (Мосфильм, 1966г) четыре всадника черным контуром проступают на фоне гипертрофированного по размеру и цвету солнца? С какой стати оно такое огромное, гораздо больше, чем бывает на самом деле и такого красного цвета, да еще на фоне красного неба? Черное и красное и нигде не видно синего или желтого. Почему вне зависимости от того, приближаются всадники или удаляются, солнце только разрастается и закрывает собою небо? Четыре главных героя могли бы не являться столь картинно и неправдоподобно. Они достаточно красовались в сюжете и украшать ими вход/выход было не обязательно. Тем более, что они умышленно сделаны неразличимыми, когда не ясно, кто есть кто. Иными словами, авторский замысел был не в главных героях, а в количестве всадников. Было необходимым подчеркнуть, что это неважно кто, но в количестве четырех единиц и непременно верхом.А солнце столь красное, что не имеет значения, восходит оно или заходит, главное, что оно кровавое. Что за намек? Фильм посвящен юным героям гражданской войны, активно участвующим в жуткой резне. Внимание, правильный ответ: данный образ четырех фигур верхом на фоне крови во весь горизонт небесного светила — это Четыре Всадника Апокалипсиса. В Откровениях Иоанна Богослова они появляются друг за другом, а в русской междоусобице все сразу: Чума, Война, Голод, Смерть. Советская цензура потеряла бдительность. Образовательный уровень Главлита упал настолько, что к моменту создания фильма в рядах идеологических блюстителей уже не осталось никого, знающего данный образ. А публике понравилось. И боевик отменный, и снято красиво… »
Ну, во-первых, товарищ не понимает одной простой вещи, что нельзя оценивать произведение искусства, в том числе и киноискусства давних лет с позиций сегодняшнего дня. «Неуловимые мстители» старшего Кеосаяна признаны классикой отечественного и мирового кинематографа. Автор сего произведения пытается представить Эдмонда Кеосаяна таким вот «хитрецом-мудрецом», который вознамерился переиграть Главлит… Тогда содержание фильма и то, как он снят, полностью противоречит заставкам в начале и конце… Сегодня всё поменялось: мир стал другим, мышление, восприятие прошлого, оценки… Стараются всё опорочить, вывернуть наизнанку. Помните известный афоризм: «Если ты выстрелишь из пистолета в своё прошлое, то оно выстрелит в твоё будущее из пушки». Очень многие пытаются объяснить его, мне понравилось такое определение: «Всё в мире взаимосвязано, все события жизни, прошлое, настоящее, будущее. Пытаясь изменить прошлое (извратить,оболгать — Н.Л.), мы своими мыслями меняем будущее А какие мысли, такое будущее, потому что МЫСЛЬ МАТЕРИАЛЬНА!»
Судите сами, с 1966 года прошло более полувека. Дай вот этот «журналистский изыск» разным людям и они найдут самое простое объяснение увиденному, зная ту страну, особенности того кинематографа, идеологию тех лет, предложит совершенно иную раскладку. Во-вторых, ретивый автор, желая сказать такое-эдакое (ведь сейчас очень модно всезнающим либералам-держателям истины в последней инстанции) поспешить высказаться, да «пооригинальнее». Увы, все очень просто! Асланян попросту притянул за уши «Откровения Иоанна Богослова»… Да, Гражданская война — это кровь… Как звучит название? Правильно — «Неуловимые мстители», потому-то все всадники одинаковы…В Гражданской войне принимало участие много молодых, юных ребят, которые боролись за будущее своей Родины, как бы высокопарно это ни звучало! И наконец, такое впечатление, что журналист- дальтоник, не разобрал элементарного… Всадники на конях повернуты к солнцу, навстречу будущему… Очень яркий художественный образ, который полностью соответствует замыслу. Края красные — идёт война, льётся кровь, но надвигающийся кадр даёт яркую, золотистую сердцевину, олицетворяющую то самое будущее.
Пусть каждый задаст себе вопрос, почему немало людей так ностальгирует по убитой стране? Потому что в ней были проблемы очень острые, но решаемые, и много хорошего, которое не забывается! В одном Сергей Асланян прав: «Апокалипсис» в одной отдельно взятой стране стал возможен из-за предательства известных лиц гораздо позднее — в 90-е годы ХХ столетия!