Вышла в свет и поступила в широкую продажу книга известного американского историка и политолога , автора биографии Хрущёва, получившей Пулитцеровскую премию в 2004 году, Уильяма Таубмана под названием «Горбачёв. Его время и жизнь».
По мере того как блекнут воспоминания о холодной войне и возникают тревоги по поводу новой эпохи напряженности в отношениях между Россией и Западом, самое время снова вернуться к десятилетиям, когда две мировых сверхдержавы, США и СССР, всецело определяли геополитическую стратегию, внешнюю политику и экономическую стабильность.
У распада Советского Союза и возрождения России много причин, однако только один человек был в состоянии вообразить такое посткоммунистическое будущее, где бывшие враги и соперники жили бы друг с другом в процветании и мире. В свой книге «Горбачев. Его жизнь и эпоха» историк и пулитцеровский лауреат Уильям Таубман сочетает точность биографического исследования, мастерство повествовательной интриги и исчерпывающее владение темой, чтобы нарисовать портрет Михаила Горбачева, одного из самых значительных политических деятелей двадцатого века.
Образцовая биография, а также захватывающая история Советского Союза и России: масштабное полотно Таубмана обладает размахом толстовского романа. «Горбачев» описывает, как крестьянский мальчишка из очень бедной семьи, выросший в сталинскую эпоху и ставший в дальнейшем верным приверженцем коммунистической партии, становится главным реформатором СССР, как руководитель «империи зла» устанавливает мирное партнерство с США ради идеалистической цели ликвидации ядерного оружия, и, наконец, как сворачивается реформаторская политика перестройки и гласности. Попутно Таубман также позволяет своему перу делать маленькие, но меткие зарисовки мировых лидеров от Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер до как-то сравнившего Горбачева с Геббельсом канцлера ФРГ Гельмута Коля.
Горбачев продвигался по партийной служебной лестнице в хрущевскую эпоху. Он завоевал репутацию энергичного, внимательного к деталям, эффективного управленца. В послехрущевскую эпоху советское руководство проходило через руки пожилых, зачастую неэффективных, а порой трагикомически непригодных вождей. С каждой сменой действующего лица Горбачев оказывался все ближе к вершине власти и, по-видимому, все больше воплощал в себе выигрышную комбинацию «новой крови» и «старых ценностей». Он занял высший пост при поддержке членов Политбюро, многие из которых вскоре пожалели о своем выборе.
Западные державы поначалу испытывали к нему недоверие, но вскоре горбачевское личное обаяние, дружелюбность и готовность идти на контакт завоевали западных лидеров. Это особенно верно в отношении Рональда Рейгана. Рейган, несмотря на свое увлечение апокалиптической риторикой в описании СССР, нашел в Горбачеве замечательно подходящего соперника и партнера. Опыт ядерной катастрофы в Чернобыле дал Горбачеву уникальную возможность осознать все ужасы ядерной войны. Учитывая тот факт, что Рейган был яростным антикоммунистом, а окружение его советников состояло из «ястребов», настроенных даже более воинственно, то усилия Горбачева добиться от него согласия на сокращение ядерных вооружений выглядели чистой воды донкихотством. Однако благодаря целой череде саммитов и блестяще разыгранной дипломатической партии, где могли чередоваться уступки и угрозы, радушие и возмущение, Горбачев убедил Рейгана некоторых его советников (особенно государственного секретаря Джорджа Шульца) в необходимости деэскалации холодной войны. Все это, в сочетании с проводимым им в своей стране курсом реформ и окончанием военной авантюры в Афганистане, сделало из Горбачева настоящую звезду мировой политики.
Плачевное положение советской системы способствовало тому, что Горбачев начал беспрецедентные реформы, продолжая утверждать, что был и остается верным ленинцем. Сначала новый стиль и новый подход Горбачева принесли ему огромную популярность в стране. Однако внутренняя повестка столкнулась с огромными трудностями и завязла в фальстартах, таких как антиалкогольная кампания.
По мере углубления реформ Горбачев оказался в ловушке между возглавляемым его будущим соперником Борисом Ельциным лагерем сторонников демократизации, которые хотели более быстрых и смелых реформ, и лагерем партийных ортодоксов, чье сопротивление курсу реформ привело к неудачной попытке государственного переворота в августе 1991 года. Горбачевскую волну реформ в конечном итоге погасил одновременно случившийся подъем националистических движений в советских республиках, требовавших выхода из состава федерации, и популистских радикальных реформаторов во главе с Ельциным.
В дополнение к тонкому анализу политики, мастерское исследование Таубмана дает превосходный портрет семьи Горбачевых. Особенно трогает рассказ о замечательном союзе Михаил Горбачева и Раисы , женщины, которую он искренне и глубоко любил. После ее смерти от лейкемии он сказал: «Это моя вина. Это я ее погубил».
Книга Таубмана дает честную оценку триумфов и ошибок Горбачева, рассказывает захватывающую историю о том, как лидеры приходят к успеху и терпят неудачу. Это также своевременное напоминание о важности характера, идеалов и морального лидерства. Холодная война была результатом страха, осторожности и мрачной веры в то, что в сердце противника коренится зло. Окончание холодной войны является свидетельством пророческого видения, мужества и выдающейся роли тех лидеров, которые понимали, что ценность власти заключается в ее способности менять мир к лучшему.
4 декабря Уильям Таубман на отличном русском языке представил свою книгу в Московском Международном мемориале. (Владимир Рослов)