«Мама, на меня Бог рассердился!» — под таким заголовком опубликована в сети статья Любови Поповой о том, как первоклассников в псковских школах обязали изучать «Основы православной культуры».
Религиозная дисциплина была введена в расписание в форме откровенного абсурда: «как обязательный факультатив для начальных классов». Родителям объяснили, что храмы РПЦ МП в Пскове едва ли не на каждом шагу, поэтому о других религиях знать ни к чему. Да и, детей родителей, несогласных со столь доходчивым пояснением, аттестовать не будут.
Статья, надо сказать живописная и качественная. Фактологии хоть отбавляй: и ссылки на госстандарт, нормы которого лакействующими перед клерикалами учителями проигнорированы; и свидетельства родителей, от которых защита сознания, психического здоровья и прав на образование своих детей требует чуть ли не героизма. А заодно и цитаты директив с семинара по «повышению квалификации учителей и педагогов воскресных школ», озвученных миссионером РПЦ МП дьяконом Ильей Кокиным.
По словам сотрудника отделенной от государства и школы религиозной структуры, целью привития малышам культовых навыков титульной конфессии ему видится умение «… подвести детей к церковному порогу и приотворить дверь. Информация должна быть эмоционально насыщенной. Эмоция, которой мы заряжаем, становится таким расплавленным воском, который помогает этой информации проникнуть внутрь души ребенка».
Каким образом вполне уместные рекомендации для церковных «воскресных школ», право на создание сети которых гарантировано верующим действующим законодательством были приняты к исполнению светской школьной системой, остается загадкой. Хотя, частичное объяснение такому потаканию произвола, наверное, все же возможно.
Не смотря на законные гарантии права на религиозное образование при соответствующих структурах, которыми пользуются отдельные религиозные организации, Московский патриархат со всеми своими эмиссарами в регионах с этим хлопотным делом не спешит. Зачем тратиться на создание церковных образовательных структур? Ведь, это слишком сложно. Создавать и содержать их накладно, лишняя ответственность за детей, да и преподавателям «закона Божьего» платить пришлось бы. Куда проще, внедриться в систему светской школы и, что называется, «присесть на бюджет». Такой деловой подход крупнейшей религиозно-политической корпорации в России был бы сегодня понятен.
Но отчего так податливы администраторы светской образовательной системы? Казалось бы, кому как не им беспокоиться об обучении школьников, да и о развитии образования в целом, в конце-то концов?
Только, столь наивные вопросы теряют всякий смысл после возражения: «С чего мы взяли, что образование — в т.ч. школьное, — у нас развивается, а не гробится?»…
По существу, на фоне глобального масштабного воровства бюджетные траты на какие-то ОПК, конечно же капля в море. На это никто не обратил бы никакого внимания, если в соответствии с законом, посещение подобных «факультативов» было бы добровольным, а преподавание тех предметов, без изучения которых давно уже нигде не обойтись, не урезалось. Но, когда некие депутаты или высокопоставленные государственные функционеры заявляют о «ненужности» изучения в школе литературы, астрономии или математики, либо о «вреде» преподавания иностранных языков, то потуги на «клерикализацию первоклашек» начинают говорить о многом.
В первую очередь о том, что речь идет не столько о плодах небывалого манипулятивного мастерства самих клерикалов, которые в условиях слаженной «симфонии» с государством, вряд ли решились бы пойти против закона без «благословения сверху». Скорее, дело лишь в их готовности занять предназначенную кем-то нишу.
Но что же тогда можно предположить причиной буквального вытеснения церковной дисциплиной преподавания детям элементарных основ любого знания? Разве что, чью-то серьезную нужду в воспитании «поколения паствы».
Да, не просто «паствы» в церковном аспекте, которую подобало бы и в самом деле воспитывать в богобоязненности, используя для того, как религиозной воспитание в семьях верующих, так и воскресные школы при приходах. Здесь речь идет уже о вполне современном значении этого церковно-славянского слова для использования определяемых им признаков в светской сфере — то есть, о формировании из населения «стада».
Впрочем, названная тенденция для Отечества не нова, и за первоклашек, похоже, взялись уже в последнюю очередь…