Одна из многих

31 октября 2018
Стиль жизни

В отличие от широко рекламируемых кампаний по навешиванию ярлыков «экстремизма» на тех, чьи преследования подготавливаются долгим и тщательным порочением репутации, здесь все было иначе. Эта обычная миловидная женщина попала «под каток» внезапно не только для себя, но и для всех окружающих. При этом нетрудно предположить, что организованные в отношении нее репрессии были спонтанным действием неких функционеров правоохранительной системы, охота которых на другую персону оказалась неудачной…

В широком ряду алогичных с точки зрения права и откровенно нелепых прецедентов уголовного преследования невиновных россиян, о деле Марины Герасимовой или, как его еще именуют в прессе «деле психологов», известно сравнительно мало.

В принципе, предпосылки этой грустной истории давно не являются секретом. Просто, как и многие, поначалу хотя бы как-то волнующие общественность события, чаще всего быстро забываются, едва лишь исчезает информация о них в СМИ. В данном случае, основным объектом преследований со стороны неустановленных лиц и отдельных региональных структур  была широко известный общественный деятель Самарской области Светлана Пеунова. Моментом, с которого на нее началась охота, стал период выборов мэра Самары в 2010 году, когда популярной у населения общественнице было наотрез отказано в регистрации. Причина видится, конечно, прозрачной. Но вполне может быть, что «фильтр» перед любой дальнейшей карьерой Пеуновой был сформирован отечественной бюрократией и гораздо раньше, еще в 2008, в связи с основанием ею партии «Воля». Особенно после сделанного в то время заявления:«Мы будем жёстко оппонировать правящей партии. Мы поняли, что в теперешней выборной ситуации, когда во власть попадают только по договорённости, благодаря связям или за деньги, у нас, кроме создания партии, другого выхода нет, партии, консолидирующей всё общество, не выражающей интересы олигархов, властных кругов, или только пролетариата. Все слои общества должны быть объединены, защищены, каждый должен быть на своём месте, чтобы не было конфликта и дисгармонии».

Именно тогда, к создателю «Академии развития Светланы Пеуновой» и активной общественнице, успешные проекты которой вызывали недюжинный интерес населения, впервые появились «претензии» у силовиков. Организация изначально специализировалась на оказании психологической помощи людям при решении личных проблем, поэтому как подступиться к ней, было не совсем понятно. И все же, в 2008 году в Академии проводится рейд Регионального управления по борьбе с организованной преступностью, а затем возбуждается уголовное дело, через год прекращенное судом в связи с отсутствием состава преступления.

Далее события развивались все быстрее. Осенью 2010 упрямая общественница подает заявление в СУ ФСБ России на предмет проверки наличия признаков государственной измены в действиях высших чиновников государства, получая отказ. В начале 2011 обращается с заявлением о проверке деятельности президента и спецслужб на предмет наличия признаков состава преступлений – халатности и терроризма, также получая отказ. Затем с аналогичными, по существу, требованиями обращается в СК РФ, который оснований для проведения проверки не находит и т.д.

С того времени, к лету 2016 года – после отказов суда прокурорам в признании «экстремистской» одной из многочисленных книг Пеуновой, в которой она анализирует некоторые результаты неквалифицированного администрирования управленцев, законообразной «управы» на активность россиянки найти было почти невозможно. Тогда, естественно, в ход пошли анонимные угрозы, выглядевшие вполне реально. После чего Светлана Пеунова была вынуждена скрыться, что и стало поводом для объявления ее в федеральный розыск.

После столь долгого отступления можно вернуться к истории злоключений Марины Герасимовой, которая продолжала работать в упомянутой «Академии развития Светланы Пеуновой», в функционировании которой предпринятые проверки ничего противозаконного так и не обнаружили. Зато Герасимову,  в отличие от ее недоступного руководства, достать было не сложно.

Забегая вперед, можно добавить, что ничего противозаконного —  теперь уже в ходе судебного процесса, не обнаружено и в действиях Герасимовой. Которая, кстати, будучи арестованной в феврале 2016 года сотрудниками Центра по противодействую экстремизму и отказавшись дать «нужные» показания против Пеуновой, первые 4 месяца провела в СИЗО. По сообщению сетевого ресурса Академии, единственным поводом для ареста Герасимовой послужило то, что ее бывшая коллега – сестра банкира из Новикомбанка, подконтрольного «Ростеху» Сергея Чемезова, взяла у нее в долг 900 тысяч рублей, вернула долг автомобилем и … сразу же обвинила Герасимову в мошенничестве.

В настоящее время, пройдя через перевод из СИЗО под домашний арест, а затем новое помещение судом в СИЗО-2 с тяжелобольными заключенными, вновь находится под домашним арестом с мотивировкой о возможности создания препятствий следствию. Тогда как в самом Нефтегорском районном суде дело в отношении Марины Герасимовой, несмотря на закрытость (!) судебных заседаний со всей очевидностью разваливается.

Можно предположить, что в связи с полным отсутствием признаков состава преступления в действиях женщины, живущей в изоляции уже два года, в качестве дополнительных сил привлекались даже услужливые репортеры пресловутого НТВ. Во время одного из заседаний у здания Нефтегорского райсуда, в свойственной работникам этого СМИ агрессивной манере они требовали от подсудимой ответов на вопросы, хотя не могли не знать, что по условиям домашнего ареста ей запрещено разговаривать с кем либо, кроме адвоката, и даже общение с родственниками было разрешено совсем недавно. Телевизионщики пытались вывести женщину из себя, сорвали с нее шарф, сломали зонт у адвоката, выкрикивая полную чепуху в расчете на естественную человеческую реакцию на оскорбления.

Сразу скажем, что провокация не удалась: женщина нашла в себе силы никак не реагировать на столь грубые домогательства. А на следующий день самарские соцсети гудели по поводу постигшего группу НТВ «божьего наказания»: не достигнув цели и оттягиваясь с горя в солнечной Самаре, один из репортеров поскандалил с приезжим дебоширом и оказался побитым.

Интересно, что кроме вопроса о мере пресечения Герасимовой, к которой так и не было предъявлено каких-либо претензий представителями прокуратуры, Нефтегорским районным судом рассматривалась и еще одна инициатива правоохранителей, а именно, требование признать «Академию развития Светланы Пеуновой» …религиозной сектой.

Основанием для рассмотрения в суде новой нелепости стало религиоведческое заключение, сделанное по запросу стороны обвинения некоей дамой, недавно уволенной из Казанского государственного университета. Прославившись ранее экспертизой, которая помогла признать «нерелигиозной» организацией Церковь саентологии, дама не меняя принципиальности в удовлетворении пожеланий заказчиков, столь же легко попыталась изменить в новом исследовании светский статус Академии на религиозный, объявив ее «сектой».

Причины и смысл такой инициативы преследователей Пеуновой и Герасимовой достаточно прозрачны. Если женщину, причастную к деятельности организации (да, еще и ликвидированной ныне партии «Воля») не удается уличить в незаконных деяниях, а проверки деятельности Академии не обнаруживают в этом чего-либо подозрительного, то остается навесить на все сразу какой-то однозначно порочащий «лейбл». Клеймо «секты» для такой цели должно бы представляться на сегодня самым подходящим. Ведь, безоценочное научное понятие, под которым имеется в виду начинающее свою жизнь некое религиозное сообщество, в результате пропаганды ксенофобии стало в глазах большинства стереотипом чего-то бесчестного, нечистоплотного и опасного для общества.

Правда, экспертиза нашей услужливой дамы смутила суд своей явной предвзятостью и слишком прозрачными подтасовками, и судья принял решение рассмотреть еще одно экспертное заключение, заказанное защитой Герасимовой другому эксперту. Ну, а вникнув в суть дела и заинтересовавшись, он решил выяснить все стороны этого вопроса, вызвав непосредственно автора экспертизы в судебное заседание.

Напомним, что судебные заседания по «делу Герасимовой» были объявлены закрытыми, и поэтому с позицией объективного эксперта сторонним наблюдателям доступно ознакомиться лишь из интервью. Разумеется, в беседе с журналистом религиовед делится не подробностями судебного заседания, длившегося весь день, а лишь некоторыми научными постулатами, согласно которым и она, и суд пришли к выводу, что «Академию развития Светланы Пеуновой» отнести к сектам никак не возможно.

Но, что же остается тогда в «сухом остатке» во всей этой истории? Да, всего лишь то, что отсидев два года в изоляции непонятно за что, арестованная когда-то под горячую руку Герасимова стала еще одной жертвой бездушного механизма – потерявшей здоровье и веру в свою защищенность законом. Пеунова, которую намеревались прессовать вместо Герасимовой, непонятно сколько еще будет вынуждена скрываться из-за риска повторить судьбу Герасимовой. Правда, организация, созданная ею продолжает работать, принося заметную пользу, ибо ни обвинить, ни опорочить ее системе не удалось. Остается, разве что сама «система».

Ну, а что «система» – с ней все по-прежнему, как сто или двести лет тому назад: вертятся «шестеренки», перемалывая судьбы людишек, «величие» растет. Правда, неизбывное отечественное ворье добралось теперь и до пенсий. Но это должно бы даже утешать. Интересно же, в конце концов, как будет выглядеть жизнь, когда воровать станет нечего…

Здоровье

Организаторы Дня эстетики в НКЦ EUROKAPPA раскрыли детали мероприятия

В научно-клиническом центре EUROKAPPA 28 сентября запланировано проведение Дня эстетики. Мероприятие будет посвящено темам красивой…

экономика

«Россети Северный Кавказ» начинают перевод потребителей на новую подстанцию «Плиево»

«Россети Северный Кавказ» объявили о начале перевода потребителей на новую подстанцию напряжением 110/35/10 кВ «Плиево»….

Общество

В Москве наградят активных волонтеров

Награду — знак отличия — по итогам отбора получат 30 человек, внесших весомый вклад в развитие добровольчества в столице. Прием заявок…