Граждане страны начали полагаться на собственные силы, поскольку апелляция к государству для улучшения жизни перестала давать желаемые результаты
Комитет гражданский инициатив представил в сети доклад «Признаки изменения общественных настроений и их возможные последствия», созданный политологом Михаилом Дмитриевым, социологом Сергеем Белановским и психологом Анастасией Никольской.
Доклад посвящен выявлению потенциальных значимых изменений в массовом сознании, которые ведут к перелому сложившихся трендов, но которые пока что в полной мере не проявились в количественных социологических опросах. Для предварительного анализа потенциальных изменений авторы использовали методологию, сочетающую методы качественной социологии (в основном фокус-группы) с психологическими тестами.
Исследование было проведено более чем за месяц до объявления о повышении пенсионного возраста, которое привело к существенному снижению рейтингов одобрения институтов власти и к резкому усилению протестных настроений. Тогда большинство социологических показателей все еще находилось в пределах устойчивых трендов, сложившихся в период после присоединения Крыма.
Но в представляемом исследовании уже отчетливо просматривались признаки серьезного перелома общественных настроений, который мог обострить реакцию общества на повышение пенсионного возраста. В контексте полученных результатов становятся более понятными и долгосрочные последствия этого внезапного всплеска общественного недовольства.
Интересно, что именно эти эксперты зимой 2010/11 предсказали скорые протесты, которые случились год спустя.
Вот какую новую ситуацию для России они зафиксировали:
— Основная тревога респондентов – потеря работы. Особенно для мужчин.
— Перемен хотят 80-90% респондентов. Это огромные цифры, особенно если учесть, что долгое время после катаклизмов 1990-х годов население предпочитало стабильность переменам и стремилось избегать рисков.
— В 2017 г. среди тех, кто предъявлял запрос на перемены, преобладали малоимущие слои с ярко выраженным запросом на социальную справедливость. Но число предъявляющих запрос на перемены явно вышло за рамки малоимущих слоев и охватило средние слои населения.
-Теперь на первый план выходит не требование сильной власти (7% участников фокус-групп), а требование справедливости (80% участников).
— Представления о справедливости включают два понятия: дистрибутивная справедливость (равное и справедливое распределение материальных благ); процессуальная справедливость (равенство всех перед законом).
— 94% наших респондентов заявили, что не полагаются больше на государство, а полагаются только на себя. Основная причина этого: как и к концу 1990-х, затяжной экономический кризис привел к снижению уровня жизни, а государство помочь не смогло. Люди вынужденно начали полагаться на собственные силы, поскольку апелляция к государству для улучшения жизни в период кризиса перестала давать желаемые результаты. — Сложившаяся модель коммуникаций с населением через центральные СМИ начинает давать сбои. В то же время мнения, альтернативные официальным, стремительно распространяются через социальные сети и личные контакты.
— Население эволюционирует в сторону контрэлитного популизма, волна которого уже захлестнула многие страны Европы и Америки.
— Ни в одной группе не прозвучало агрессивных высказываний в отношении власти. Нет агрессивных протестных эмоций. Проявления недовольства локальны и по конкретным поводам. Готовность участвовать в политике остается низкой.
— Внешняя политика выступает главным позитивным мотиватором респондентов.
Полностью здесь