С 2016 года правозащитники ведут два списка политзаключенных: список лиц, лишенных свободы в связи с реализацией права на свободу вероисповедания и религиозной принадлежностью и список всех остальных политзаключенных.
К сентябрю 2018 года в списке политзаключенных «Мемориала» оказалось 46 человек, а в «религиозном» списке – 137 человек, говорится в докладе руководителя программы поддержки политзаключенных правозащитного центра Сергея Давидиса. Год назад общее количество политзаключенных составляло 120 человек.
Одна из тенденций последнего года — подавление свободы объединения, заявляют правозащитники. В «Мемориале» подчеркивают, что ряд дел, по которым лишены свободы десятки людей, основаны на фальсификациях и расширительном толковании экстремизма. Ранее правозащитники, в частности, признали политзаключенными участников движения «Новое величие», заявив о том, что это дело — «полицейская провокация», запрещенная законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Отдельно в «Мемориале» отмечают дела против правозащитников. В июле 2018 года руководителю карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву официально предъявили обвинение в сексуальном насилии над приемной несовершеннолетней дочерью. Ранее суд оправдал его по делу об изготовлении детской порнографии, которое на него завели в декабре 2016 года. Оправдательный приговор был отменен Верховным судом Карелии. Еще одно дело, о котором упоминается в докладе — дело руководителя грозненского представительства Правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева, который с 11 января находится под арестом по обвинению в хранении наркотиков.
Правозащитники также отмечают ужесточение преследований: если два года назад средний срок осужденных политзаключенных составлял примерно пять лет и три месяца, то в настоящее время он составляет шесть лет и десять месяцев. Средний срок лишения свободы политзаключенных, включенных в «религиозный» список «Мемориала» вырос с шести лет и семи месяцев до девяти лет и одного месяца.
Правозащитники подчеркивают, что списки неполные и выступают только индикатором уровня политических репрессий в целом. В «Мемориале» считают, что общее количество политзаключенных может быть больше в два-три раза.