21 августа «Медуза» попросила читателей, которые хотели бы поддержать Олега Сенцова, написать ему письма. Мы сделаем все возможное, чтобы их передать. Только за первые сутки пришло больше тысячи таких писем — и они продолжают поступать. С разрешения авторов «Медуза» публикует некоторые из них.
Письма приводятся полностью — мы только чуть-чуть их отредактировали, чтобы удобнее было читать.
Татьяна
Олег, здравствуйте! Меня зовут Таня, я из Петербурга. Мне 26 лет, и я совсем никак не связана с политикой. «Медуза» в очередной раз напомнила, что политзаключенным можно писать письма, и я подумала: а ведь действительно, можно и, наверное, пора.
Даже не знаю, что сказать. 100 дней — это какой-то невероятный срок. Что было в мое 14 мая? Я только что вернулась из свадебного путешествия и была в предвкушении какой-то совершенно иной жизни, а в этот же момент в вашей творилось такое.
Не знаю, о чем вы тогда думали. И пусть меня закидают камнями, но мне кажется, этот ваш очень смелый, решительный шаг — верный. Сдается мне, так думают многие, но в тот же момент понимают, что говорить такое — харам, особенно в нашей стране. Все равно что призывать к добровольному самоубийству за идею. Просто мы, большинство людей, понимаем, что у нас не хватило бы [на подобное] духу. Не по Сеньке шапка, мы бы сдались и не выдержали такого гнета. (Пишу это, и холодок по спине: а вдруг прочитают, а вдруг привлекут? Печально все это.)
Вы делаете благородное дело, но почти все сейчас зависит от вашего организма. Конечно, я скажу, что в данный момент не будет слабостью закончить голодовку, это будет значить только то, что вы выбираете жизнь, а за ней и борьбу. Но почему-то мне кажется, вы этого не сделаете.
Я желаю вам мужества, сил, энергии и стойкости, какое бы решение вы дальше ни приняли. Держитесь. И спасибо вам за ваш поступок.
Екатерина
Дорогой Олег! Мы с Вами не знакомы. Понимаю, что мое письмо — это не весточка от близкого человека, которого хочется взять за руку или обнять, с которым интересно поговорить или просто помолчать. Но не могу не написать Вам несколько строк.
Меня зовут Екатерина. Живу в Минске, мне 54 года. Я самый обычный человек. И до 2014 года, признаюсь, о Вас не знала ничего. Теперь знаю.
Пожалуйста, держитесь. Вы мужественный и сильный. Но даже самому сильному нужна поддержка и помощь. Многие, многие люди за Вас переживают. Я это точно знаю и хочу верить, что мысли материализуются, только светлые мысли. И этот ужас закончится. И Вы привезете свой фильм в Минск или свою книгу, и мы познакомимся. Я обязательно подойду к Вам за автографом. Буду волноваться, но подойду непременно.
Большой Вам привет от моей мамы, ей 90 лет. Она за Вас переживает и восхищается Вами.
Ольга
Дорогой Олег!
Пишу вам из Украины. Но в данном случае страна не имеет значения совсем. Это не о территории, не о войне, не о патриотизме. Все это не важно. Вы — это о человеческом достоинстве и силе, о мужестве и честности.
Я очень хочу вас обнять и поддержать, сказать, что все, что вы делаете, — это не напрасно. Очень хочу сказать вам: «Держитесь!» Но в то же время очень хочу, чтобы вы жили. Самое страшное в жизни — это бессилие, когда ты не знаешь, чем помочь, как помочь и что сделать. Сказать вам — закончить голодовку, пытаться жить — легко. Мне. Нам. Но мы не на вашем месте. И я понимаю, что это не о вас.
Сегодня я хочу верить банальной фразе «Ночь темна перед рассветом». И в то, что все будет хорошо. Будет хорошо с вами, с вашей семьей.
Геннадий
Здравствуйте, уважаемый Олег!
Вам пишет обычный гражданин из города Пермь на Урале. Мне 48 лет, зовут Геннадий. Я хочу выразить Вам свое огромное уважение и восхищение Вашим поступком. Читал и знаю, что Вы не любите громких слов и пафоса… Но эти мои слова — это просто то, что я чувствую по отношению к Вам. Вы ведете борьбу за своих соотечественников таким жертвенным способом, таким самоотречением. Вы боролись за целостность и независимость своей Родины. И Вы уже поняли, что очень много россиян — на Вашей стороне. Я немного знаком с Вашим творчеством. Смотрел Ваш фильм «Гамер», который меня очень впечатлил. Читал Ваши рассказы, которые не могут не трогать… Мне трудно сейчас выразить свои мысли в коротком письме. Но я желаю Вам выстоять, выжить и победить!
Я не вправе советовать Вам что-либо, но прошу Вас — живите!!! Здравый смысл, справедливость и просто человечность победят! Вы нужны людям!
Андрей
Уважаемый Олег,
Я школьный учитель, окруженный уважением и любовью своих учеников, и я найду способ на протяжении их учебы и взросления поговорить с ними о Вас.
Держитесь. Нам не все равно.
Елена
Уважаемый Олег.
Я родилась в тюрьме в 1946 году в Сибири. Мои родители получили сроки (до семи лет) за анекдот про Сталина. Уже много лет назад я уехала из России и живу в другой стране. И самые счастливые мои воспоминания связаны с прекрасной Украиной, где я прожила, будучи маленькой, несколько самых счастливых лет моей жизни в семье дедушки и бабушки. Каждый день я желаю Вам мужества и сил выстоять в этой неравной борьбе. Молюсь за Вас как умею.
Василина
Здравствуйте, Олег.
Безумно стыдно и невыносимо горько видеть то, что происходит с моей страной. Простите нас за то, что мы не обладаем такой силой и мужеством, чтобы как-то остановить этот кошмар. Мы все либо предпочитаем не видеть, либо не понимать, что происходит в России на самом деле. Каждый из нас пытается отсидеться с надеждой на русский авось. Авось само пройдет. Вы же из иного теста человек. Кремень. Глыба. И именно таких русское начальство не приемлет и пытается сломить, а если не выходит — уничтожить.
Хочется сказать, что главное — это жизнь. И нужно любыми путями выжить. Но кто все мы, чтобы давать Вам советы. Это мы пытаемся выжить и приспособиться, надеясь на лучшие времена… Наверное, не понимая, что именно от нас и зависит приход этих лучших времен. Но так ли нужно это лучшее время — если ты его уже не увидишь?
Очень сильно хочу, чтобы вас отпустили. Вы еще многое не сказали и не сделали. Но советы давать может только равный. Мы же — слабы и силой, и духом. Держитесь, Олег. Хочу верить, что этот кошмар скоро закончится. И простите нас.
Данила
Что бы ни произошло дальше, я расскажу о тебе своим детям. И вообще всем детям, с которыми мне когда-либо доведется говорить о героизме. Героизме в контексте борьбы за жизнь и свободу своих сограждан, борьбы за дело свободы и независимости своей страны, борьбы за то, чтобы действительно оставаться человеком. Человеком с силой, волей и достоинством. Держись.
Ксения
Дорогой Олег,
Меня зовут Ксения. Я уже 13 лет не живу в Украине, но родилась, выросла и училась в Николаеве.
Когда случились Майдан, Крым и Донбасс, эти события потрясли меня — до сих пор не могу прийти в себя. Старалась помогать финансово раненым и семьям погибших.
Ваша история абсолютно невероятна в тех условиях и той системе ценностей, которые меня окружают: где не осуждают подлость, где мирятся с несправедливостью, где прогибаются перед силой или выгодой, где достоинство и бескомпромиссность считают наивностью и глупостью, где и я сама порой иду на сделки с совестью.
Даже не верится, что мы с вами современники.
Когда смотрела фильм «Процесс» про суд над вами, просто слезы сами текли по щекам — какой-то зашкаливающий уровень несправедливости, цинизма, как будто это кто-то придумал. Если бы увидела такой сюжет в художественном фильме, подумала бы, что сценаристы специально нагнетают, чтобы расшевелить чувства под толстой бегемотьей кожей, которой мы уже все обросли.
Мне очень важно знать, что вы есть. Я бы очень хотела, чтобы вы жили. Но, наверное, еще больше я бы хотела, чтобы им не удалось вас сломить.
Я бы очень хотела, чтобы вы вернулись к вашей семье, детям, вашему призванию победителем. Пожалуйста, живите и держитесь. Спасибо вам большое за то, что вы есть.
Юлиан, Марина
Дорогой Олег!
Во все времена во всех нациях были люди, для которых высокие принципы свободы были дороже жизни. Несмотря на то что их было крайне мало, именно они путем полного самоотречения, вплоть до отдачи своей жизни, добивались коренных изменений в своем обществе. Эти люди во все времена были совестью нации. И Вы — один из них. Мы гордимся, что среди наших современников есть такие люди.
В Вашу виновность мы не верим. Мы каждый день молимся за Ваше физическое освобождение, но главным образом за освобождение Вашей души, чтобы она не потеряла надежду в высшее Правосудие и Справедливость, которые непреходящи. Мы также молимся о суде Божьем над всеми притеснителями свободы в стране и свободы личности.
Не беспокойтесь ни о чем. Все, что нужно, и даже гораздо больше, Вы сделали. Вы дали пример. И за ним уже следуют люди. Число людей, готовых отстаивать свободу, неизбежно будет расти и уже растет.
Примите нашу благодарность за Ваш Поступок. Пусть Бог благословит и поддержит Вас. Всегда Победа!
Роман
Здравствуйте, Олег. Уже столько раз хотел вам написать, но все это время был с вами только мысленно. Я совершенно не понимаю, что я могу вам сказать в той ситуации, в которой вы находитесь. Любых слов поддержки и благодарностей будет недостаточно. Только действия могут помочь вам.
Я считаю, что вы удивительный человек, настоящий творец. Таких сейчас мало, очень мало людей, являющихся личностями и в искусстве, и в жизни. Ваша гражданская позиция, любовь к своей стране меня глубоко поразила еще в 2014 году, когда это все начиналось. За этот период многое произошло, но я не верил, что через четыре года вы по-прежнему будете заключенным. Хочу, чтобы вы знали: вы необычайно сильный, смелый человек. Мне кажется, что я бы не решился на то, на что решились вы. Даже не представляю, каково вам приходится и как бы в этой ситуации действовал любой из нас. Потому что вы — это мы. На этом же месте мог быть каждый гражданин нашей страны. Но так получилось, что именно вы лишены свободы.
Не думаю, что вы бы хотели быть символом или олицетворением борьбы за свободу мысли и совести, примером для всех украинцев. Но — вы нечто большее, чем просто символ. Я очень надеюсь, что вы выдержите. Понимаю, что шансов очень мало, но я жду вас на свободе. Потому что такому творцу, как вы, нужно пространство и свобода для самовыражения. Но даже в условиях несвободы вы не опускаете руки и работаете. Я восхищаюсь вашей выдержкой и отвагой.
Я сам учусь на режиссера и поэтому переживаю за вас еще и как за коллегу. Когда-нибудь, надеюсь, что я смогу поставить спектакль по вашим работам или снять фильм. А еще лучше, если мы это сделаем вместе. Спасибо, Олег, за все, что вы сделали и продолжаете делать. У вас, как ни у кого другого, есть совесть и честность. Мы про вас не забываем, поддерживаем каждую секунду. Мы с вами в вашей нелегкой борьбе.
Простите, что делаем так мало, вы заслуживаете гораздо большего. Вы заслуживаете сознательное общество, от которого мы так далеки. Я не представляю, в каком вы сейчас состоянии, сможете ли прочитать это письмо. Но если вы сможете ответить, то я буду очень рад читать от вас любые слова. Это будет значить, что вы боретесь. Тарас Григорьевич [Шевченко] говорил, что если будем бороться — поборем. Спасибо вам за все! Держитесь и не падайте духом.
Катерина
Здравствуйте, Олег.
Я хочу извиниться перед вами за то, что вы жертвуете свое здоровье, время и свободу, чтобы попытаться если не сломать, то хотя бы треснуть гнилую реальность. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы это делаете, — я просто удрала на другой конец света. Мне стыдно.
Дмитрий
Вы не забыты. На вас не плевать.
Когда ты приходишь в школу, ты знаешь, что есть люди, с которыми ты можешь обсудить такие вещи, которые знают о голодовке. Дома семья знает о том, что происходит, потому что ты им рассказываешь. Теперь они не могут игнорировать это, потому что они об этом знают. Любое слово о вашей голодовке осведомляет людей. Кому-то плевать, кому-то нет. Главное, что все знают.
Все, что вы делаете, — не напрасно, Олег. Я точно знаю, что вы даете пример огромному количеству людей. Пример мужества и стойкости, веры в свои идеалы и готовность пойти на смерть за правду. Я знаю подростков и очень молодых людей из России, которые поддерживают вас во всех ваших словах. Что бы ни случилось, ваш поступок вселяет во многих смелость и желание бороться.
Я убежден, что люди со всего мира знают о происходящем и видят в вас силу. И не важно, из Украины они, из России или из любой точки мира. Люди как вы — умирают за правду, люди как вы — настоящие лидеры, которым не плевать на все происходящее вокруг. Это вы, кто по-настоящему ведет вперед не абстрактных украинцев, россиян, а всех людей.
Вы не забыты. И ваш поступок никогда не будет забыт. И все это не напрасно. Не думайте о том, что голодовка забывается. Думайте о тех, за кого вы боретесь, о тех, кому вы уже донесли правду, и о тех, кто в вас верит. Вы — герой.
Евгений
Здравствуйте, Олег!
Меня зовут Женя, мне 19 лет, я живу в Петербурге. В 15 лет я переехал сюда из города Мелеуз Республики Башкортостан. Сейчас я работаю менеджером в крупной сети кофеен, и все мои коллеги и подчиненные знают о Вашей истории, Олег. Информационный шум не должен утихать, пока справедливость не восторжествует.
Держитесь. Каждый раз, когда Вас будет посещать мысль, что вы голодаете зря, знайте, что молодой человек по имени Женя каждый день поддерживает вас. 💪🏻
Екатерина
Дорогой Олег!
Меня зовут Екатерина, я работаю в школе в Петербурге. Не хочется писать банальные вещи, а о чем-то серьезном довольно трудно, потому что мы не знакомы. Хотя, надо признаться, каждое утро, просыпаясь, первым делом вспоминаю, какой у Вас сегодня день по счету.
Терпения Вам и сил! Скоро первое сентября, и мы с моими одиннадцатиклассниками обязательно о Вас поговорим, мужественный Вы человек!
Еще раз сил, и постарайтесь поберечь остатки здоровья. С огромным и искренним уважением, Екатерина.
Андрей
Дорогой Олег,
О Вашем подвиге и о Вашей решимости я помню каждый день. Каждый день выхожу в интернет в надежде увидеть новости об исполнении Ваших требований.
В какой-то момент по предложению одной верующей женщины из интернета многие христиане держали пост — и тем подвигали себя к более усердной молитве за Вас и за исполнение Ваших требований. Я взял на себя некоторые нестрогие пищевые ограничения с тех пор и поныне стараюсь их держать, тем самым ежедневно напоминая себе о том, что Вы в тюрьме и что ради нашей свободы Вы держите суровую голодовку.
Независимо от того, будет ли результат, на который Вы надеетесь, Ваши страдания и усилия не напрасны. Миллионы людей увидели Ваш пример. 2018 год запомнится многим как год подвига Олега Сенцова.
И власти тоже Ваш пример увидели. И если они и не исполнят того, чего Вы требуете, они крепче задумаются, прежде чем сажать следующего невинного человека на 20 лет. Сил Вам!
Евгения
Дорогой Олег!
С самого начала было понятно, что с вами поступили несправедливо, подло, ужасно. Я следила за вашим делом, переживала. А потом я увидела ролик, в котором актеры читали ваш рассказ «Собака». Он тронул меня до слез. И я поняла, что такой рассказ мог написать только очень хороший, честный человек! Я верю, что вы добьетесь своего. Здоровья, сил и мужества вам.
С огромным уважением, Евгения.
Сергей
Наверняка у Вас будут более интересные письма для прочтения, но я бы хотел поделиться одной историей из жизни.
Как-то на отдыхе у нас было что-то вроде кружка или мастер-класса под названием «Литературный Джэм», где каждый мог рассказать о любимой книге. На него ожидаемо почти никто не пришел — нас было двое отдыхающих и ведущий. Нам тогда очень повезло, ведущим был молодой театральный режиссер из Ижевска, который летом решил немного подработать.
Я не помню, что я тогда рассказал про свою любимую книгу, но это и не важно. Речь зашла о Гамлете, и ведущий сказал, что боится этой книги. Я ляпнул, что читал ее. По мне было видно, что я особо не понимаю, что такого пугающего может быть в Гамлете. И вот он рассказал, как его друг в похожей ситуации перевел историю на личности: «Представь, вот ты вернулся с учебы, из другого города, а папы твоего, которого ты любил, нет. Мама твоя с дядей, и всем пофиг… и как тебе жить сейчас?! Дядю ты тоже любишь, может, он тебе в детстве машинку подарил …» и так далее.
И вот тогда до меня дошло, я ощутил реальность даже не произведения или событий в нем, а жизни. Сильно сказано, но в тот вечер все показалось такой ерундой, не заслуживающей внимания.
Это я все о том, что реальность — тяжелая штука, и большинству, я думаю, очень трудно с ней взаимодействовать и сопереживать. Но бывают ситуации, когда она пробивается через все это.
Спасибо Вам!