Следственный комитет спустя четыре года возобновил работу по уголовному делу, возбужденному еще в 2014 году по жалобе оренбуржца Юрия Зонтова на пытки в отделе полиции. Это стало возможным благодаря выигранной жалобе в Европейском суде по правам человека и решению Верховного суда России.
Напомним, в сентябре 2011 года в оренбургское отделение Комитета против пыток за юридической помощью обратился Юрий Зонтов. Он сообщил правозащитникам, что 27 августа был доставлен в отдел полиции № 4 по городу Оренбургу, где, с его слов, его избивали, наносили удары резиновой дубинкой по ступням, душили целлофановым пакетом до потери сознания, заставляя признаться в совершении кражи золотой цепочки и телефона. Не выдержав пыток, Юрий подписал необходимое признание в совершении преступлений.
В травмпункте мужчина сообщил врачам, что его избили в полиции. Позже телесные повреждения были зафиксированы у него и при поступлении в ИВС и СИЗО: кровоподтеки на груди и обеих стопах, множественные ссадины на пояснице, в области левой скулы и в области обоих лучезапястных суставов.
30 сентября 2011 года по этому факту было подано сообщение о преступлении в следственный отдел по городу Оренбургу СУ СК РФ по Оренбургской области. Всего за время доследственной проверки было вынесено двадцать постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, девятнадцать из которых по инициативе правозащитников впоследствии отменялись как незаконные и необоснованные.
Исчерпав все возможные эффективные средства по восстановлению прав Юрия на национальном уровне, в апреле 2014 года правозащитники направили жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Спустя год, в марте 2015-го, она была коммуницирована.
Примечательно, что после направления жалобы в Европейский суд Следственный комитет возбудил-таки уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий», однако уже на следующий день исполняющий обязанности районного прокурора Владимир Луговин отменил это решение, мотивировав тем, что телесные повреждения Зонтов получил в результате применения полицейскими приемов борьбы при задержании.
Все попытки правозащитников добиться отмены этого решения господина Луговина тогда не увенчались успехом.
2 мая 2017 года Европейский суд по правам человека вынес постановление по жалобе, поданной в интересах Юрия Зонтова. Страсбургские судьи единогласно установили нарушения статьи 3 Конвенции в негативном и процедурном аспектах: заявитель был подвергнут пыткам, и по этому факту не было проведено эффективного расследования. В связи с этим Зонтову была присуждена компенсация морального вреда в размере 45 000 евро.
После того, как решение ЕСПЧ вступило в законную силу, юристы Комитета против пыток обратились к Председателю Верховного суда Российской Федерации с просьбой инициировать возобновление проверки по жалобе Юрия Зонтова на пытки.
17 мая этого года Верховный Суд России отменил решения оренбургских судов, признавших законным отказ в возбуждении уголовного дела, и постановил вновь начать проверку по жалобе Зонтова.
Получив постановление Верховного суда, юристы Комитета против пыток вновь обжаловали в Промышленный районный суд Оренбурга решение прокурорского работника Владимира Луговина четырехлетней давности, которым он отменил возбуждение уголовного дела о пытках.
В ходе рассмотрения этой жалобы выяснилось, что 2 августа этого года заместитель прокурора Оренбургской области Андрей Вязиков инициативно отменил решение Луговина, что позволило Следственному комитету возобновить работу по уголовному делу.
В настоящий момент дело передано для расследования в первый отдел по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Оренбургской области.
«Это дело ярко иллюстрирует то, как одно необоснованное решение представителя прокуратуры привело к целому комплексу нарушений прав гражданина Российской Федерации, – комментирует юрист Комитета против пыток Тимур Рахматулин. – Если бы не пресловутое решение прокуратуры в 2014-ом году, то Следственный комитет мог провести эффективное расследование, найти виновных и довести дело до суда. Тогда, возможно, и не было бы никакого решения Европейского суда по правам человека».