«Будущее России» не слишком заинтересовалось «Прямой линией» с президентом
Почти половина опрошенных до 30 лет не знала о «Прямой линии с Владимиром Путиным» и не собиралась ее смотреть. Такие данные привел фонд «Общественное мнение» (ФОМ), изучивший мнение граждан прямо перед сеансом телевизионного общения президента с народом. Низок среди молодежи и уровень доверия к тому, что власти говорят о проделанной ими работе и планах на будущее. Показательно, что и следующее поколение – от 31 до 45 – демонстрирует примерно такие же настроения. Что касается содержания уже прошедшей «Прямой линии», то, уверены эксперты, молодых оно вряд ли привлекло, сейчас даже сторонники президента активно демонстрируют запрос на обновление.
В соцопросе ФОМ 63% респондентов от 18 до 30 лет заявили, что обычно вообще не смотрят путинских «прямых линий». Из этой же возрастной категории о своем интересе к ней высказались всего 34%. В целом же ответы на данный вопрос выглядят так: 56% – обычно смотрят, 40% – обычно нет.
При этом 47% опрошенных этого возраста сообщили социологам, что даже и не слышали о предстоящем 7 июня событии, но осведомлены все же оказались 52%. Средний же результат по этому пункту опроса – 74% слышали, 25% – не в курсе. И на вопрос: «Будете вообще-то смотреть?» – отрицательный ответ выиграл в пропорции 49% против 39%.
Когда же респондентов спросили, сказывается ли регулярное проведение «прямых линий» на положении в стране, 37% респондентов из этой же возрастной категории продемонстрировали свой скептицизм – наибольший среди остальных групп. Любопытно, правда, что в этом от них лишь на немного отстали представители поколения 31–45. Там не видят никакого эффекта от «прямых линий» 30%. Конечно, с ними несогласны все-таки 59% опрошенных, но смычка этих возрастных групп очевидна. Кстати, среди молодежи в определенном эффекте уверены 51% респондентов.
Для сравнения: среди людей старше 46 лет в пользе «Прямой линии» уверены 69% и лишь 22% в этом сомневаются. При этом процент затруднившихся во всех группах составляет 10–12%.
Не менее любопытен и тот факт, что, хотя респонденты ФОМ из других возрастных категорий в целом благожелательны к «Прямой линии», у большинства от всех опрошенных (58%) задать вопрос президенту желания не возникло.
Среди молодежи от 18 до 45 лет оказался также и самый высокий процент не доверяющих Путину, когда он говорит об успешности проделанной властями работе. Среди 18–30-летних отчетам не верят 39%, доверяют 56% (5% затруднились). Среди 31–45-летних доверяют 55%, не доверяют 37% (8% затруднившихся). Кстати, примерно такой же расклад в молодом и среднем поколении наблюдается и при ответе на вопрос о доверии к словам президента о ситуации в стране. Понятно, что средние цифры при этом весьма благополучны. С оценкой ситуации согласны 64% против 29%, с успехами же власти дело чуть хуже – это 58% против 34%.
Стоит отметить, что из общей грустной для властей тональности опроса ФОМ несколько выбивается ответ на вопрос: «Доверяете ли вы Путину или нет, когда он говорит о планах, намерениях по развитию страны?» Общий результат здесь хороший: 69% против 25% – и молодое поколение вместе со средним из рамок данной картинки почти не выбивается.
Отметим, что сам опрос был проведен накануне общения Путина с согражданами. После него прошедшую «Прямую линию» скептически оценили в том числе и некоторые сторонники главы государства. При этом стоит заметить, что в ходе этого телешоу были предприняты попытки апеллировать к молодежи. Для этого было проведено общение президента с популярными блогерами.
Но поскольку ни они не смогли ничего интересного спросить у главы государства, ни он – что-то познавательное на их вопросы ответить, то все эти потуги власти выглядеть современной удачными назвать сложно.
Напомним, что и часть самой молодежи, похоже, уже не ждет от властей конструктивного сотрудничества в ее интересах. А иначе не было бы той ситуации, что на всех протестных акциях последнего времени именно молодые участники являлись наиболее активными. Причем те же социологи уже давно выяснили, что молодежь выходит на улицу или в защиту того, что именно ей интересно, или с протестом против того, что у нее, возможно, собираются отнять, или, что также бывает, просто из-за желания делать хотя бы что-то напоминающее реальное дело.
«Путинская эпоха длится без малого уже 20 лет, и, безусловно, запрос на обновление присутствует. В том числе и в формах общения президента с гражданами. Можно предположить, что традиционные форматы, которые проводятся ежегодно по схожему сценарию, становятся слишком привычными. От этого складывается ощущение отсутствия новизны, скука и т.д.», – сказал «НГ» руководитель Центра общественно-политических проектов Константин Листратов.
«Само понятие «стабильность» вызывает у молодежи зевоту. И всегда вызывало. Отсутствие надрыва и героики во времени заставляет уходить во внутреннюю эмиграцию, создавая собственную субкультуру и непонятную для взрослых жизнь», – пояснил «НГ» политолог Андрей Колядин. Эксперт подчеркивает, что цель заинтересовать молодежь «Прямой линией» Путина перед властью стояла, но она изначально была ошибочна. «Молодых привлекают героические события, рутина не для них, – рассуждает эксперт. – Молодежь 18–30 лет вообще достаточно аполитична, это показывают результаты всех последних выборов в России, где процент явки среди людей среднего и старшего возрастов значительно выше, чем среди молодежи».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов подчеркнул, что Путин вообще-то не разговаривает с молодежью – ему создают среднестатистическую повестку в информационном пространстве. «Так что разговор с людьми у него носит уж очень общий характер», – считает эксперт.
Однако все они подчеркивают, что отсутствие интереса к «Прямой линии» действительно не означает потерю заинтересованности в самом Путине. Речь просто идет об удаленности молодых сограждан от политической жизни страны. Последнее, впрочем, определенно связано с унынием и застоем на российском политическом поле, что является следствием и политики президента, уверен социолог Левада-Центра Степан Гончаров. «Сегодняшняя пустота на политическом поле и отсутствие перспектив, конечно, отталкивают молодежь. Я думаю, что этот процесс будет лишь усиливаться по мере того, как власть будет говорить на все менее понятном языке, будет нарастать отставание в самом формате диалога, – заявил социолог. – Мне кажется, что сейчас такой момент, когда средства коммуникации в значительной мере определяют контент, а не сами его авторы». С другой стороны, заметил он, если на «Прямой линии» будут обсуждать только проблемы блогеров, то это может отвратить от нее традиционных зрителей старшего возраста, еще сохраняющих интерес к Путину и не очень активных в Интернете.
Алексей Горбачев
Политический обозреватель «Независимой газеты»