Как недавно сообщили мировые СМИ, немецкий пилот-убийца Андреас Лубитц, неоднократно обращался за помощью к психиатру и принимал психиатрические препараты от депрессии и бессонницы.
За несколько месяцев до того, как устроить авиакатастрофу, унесшую жизни 150 человек, обеспокоенный своим состоянием Лубитц обратился к 41 разным врачам. И, надо сказать, некоторые их них указали на его подавленное и напряженное состояние. Однако это не помешало психиатру за пару месяцев до трагедии с Airbus A320 выдать Лубитцу справку о годности к службе.
Получается, что смерть 150 человек может быть отнесена к несостоятельности профессиональной психиатрической оценки состояния человека. Как это ни парадоксально, психиатры, оценивающие реакции людей под воздействием стресса, не могут с уверенностью предсказать, связанных с этим возможных последствий. Да и сами по себе психиатрические диагнозы – всего лишь субъективные мнения. Такие диагнозы не могут быть подтверждены или опровергнуты известными медицинскими методами. Для их вынесения не существует никаких четких медицинских критериев.
Для того, чтобы поставить своему пациенту диагноз, психиатру достаточно просто поговорить с ним, а иногда и просто послушать, что говорят о нем другие. Но, если бы и психиатрическое лечение ограничивалось бы такими же «милыми» беседами. Однако, довольно часто психиатр прописывает своему пациенту сильно действующие препараты, изменяющие его сознание.
Вот и проведенное расимпследование катастрофы 24 марта 2015 года выявило, что при аварии Лубитц был на антидепрессантах циталопрам, миртазапин, которые, как правило, назначают против суицидальных тенденций.
А ведь еще в 2003 году в отношении миртазапина, циталопрама и еще шести противосуициидальных антидепрессантов Американская Ассоциация по контролю за медикаментами (FDA) сообщала, что эти препараты могут приводить к прямо противоположному эффекту: провоцировать попытки самоубийств.
Спустя 13 лет после исследования на 18,5 тыс. пациентах побочных явлений антидепрессантов, ученые Университета Копенгагена пришли к шокирующему выводу: дети, принимающие антидепрессанты, в два раза чаще проявляют суицидальное или агрессивное поведение.
При этом, как обнаружили исследователи, производители антидепрессантов часто утаивают их серьезные побочные эффекты. Например, попытки самоубийства и суицидальные мысли фармацевтические компании описывают как «обострение депрессии» или «эмоциональная неустойчивость».
Но так или иначе, согласитесь, психиатры то должны знать, что психиатрические препараты могут усилить именно те проблемы, против которых они назначают их своим пациентам. Как должны знать и серьезный побочный эффект психиатрических препаратов — поведение, связанное с насилием, включая самоубийство. Тем более, что регулирующие ведомства по всему миру издали 22 предупреждения, в отношении способности таких «лекарств» вызывать в качестве побочных эффектов манию, враждебность, агрессию, насилие и даже склонность к убийству.
Да и периодически появляющиеся в СМИ будоражащие новости о кровавых трагедиях, за которыми стоят психотропные препараты, жестоко напоминают нам об этом. Как следующие страшные трагедия, вошедшие в нашу историю:
21 мая 1998 в Спригфилде (штат Орегон, США) 15-летний Кип Кинкель убил своих родителей, а затем пошел в свою школу, где убил еще двоих и ранил 25 человек. Кинкель в это время принимал по рецепту прозак.
16 апреля 1999 в Нотусе (штат Айдахо, США) 15-летний Шон Купер принес в школу карабин и расстрелял два магазина патронов. По счастью, не задел никого. Купер принимал по рецепту антидепрессанты и психостимулятор риталин.
20 апреля 1999 в Колумбайне (штат Колорадо, США) 18-летние Эрик Харрис и Дилан Клеболд убили 12 студентов, одного преподавателя, ранили еще 26 человек, а затем покончили с собой. Харрис принимал антидепрессант лювокс, перед стрельбой посещал психиатра.
26 декабря 2000 в Уэйкфилде (штат Массачусетс, США) 42-летний системный администратор Майкл Макдермот расстрелял на рабочем месте своих коллег, убил семерых. Макдермот принимал по рецепту три антидепрессанта.
7 марта 2001 в Уильямспорте (штат Пенсильвания, США) 14-летняя Элизабет Буш устроила стрельбу по одноклассникам, ранила одного. В это время она принимала прозак по рецепту психиатра.
22 марта 2001 в Эль-Кахоне (штат Калифорния, США) 18-летний Джейсон Хоффман расстрелял одноклассников, ранив трех учеников и двоих преподавателей в школе «Грэнит Хиллз». Перед стрельбой посещал психиатра, принимал по рецепту антидепрессанты селекса и эффексор.
10 апреля 2001 в Охлуке (штат Вашингтон, США) 16-летний Кори Бадсгаард принес в школу карабин и взял в заложники 23 одноклассников и учителя. Принимал антидепрессант эффексор.
8 июля 2003 в Норт-Меридиане (штат Флорида, США) Дуг Уильямс убил пятерых и ранил девять своих сослуживцев в корпорации Локхид Мартинс, а затем застрелился сам. До этого действа Уильямс лечился от депрессии антидепрессантами золофт и селекса, в связи с неудачей в браке.
В феврале 2004 в Гринбуше (штат Нью-Йорк, США) 16-летний Джон Романо открыл стрельбу у себя в школе и ранил в ногу преподавателя Майкла Беннетта. Романо принимал антидепрессант по назначению психиатра.
В марте 2005 в Ред-Лейке (штат Миннесота, США) 16-летний Джеф Уэйс, принимавший по рецепту психиатра прозак, расстрелял насмерть своих дедушку и бабушку, затем пошел в свою школу, убил семь человек, ранил еще семерых а затем застрелился сам.
10 октября 2007 в Кливленде (штат Огайо, США) 14-летний Аса Кун ворвался в школу с двумя стволами и убил четверых, затем застрелился сам. Согласно судебному протоколу, принимал антидепрессант тразодон.
7 ноября 2007 в Йокела (Финляндия) 18-летний Пекка Эрик Аувинен расстрелял двадцать человек, убил восьмерых и двенадцать ранил, а затем застрелился сам. Аувинен принимал антидепрессанты.
14 февраля 2008 в Декелбе (штат Иллинойс, США) 28-летний Стивен Казмерчак убил пятерых и ранил 21 человека, а затем застрелился сам в аудитории Северного университета Иллинойса. По сообщению подруги, перед убийством принимал антидепрессанты прозак, ксанакс и амбиен. Результаты токсикологического исследования обнаружили присутствие ксанакса в организме.
14 августа 2008 в Литтл-Роке (штат Арканзас, США) Тимоти Джонсон убил председателя Демократической партии в Арканзасе Билла Гуэтни. Полиция заявила, что в его доме был обнаружен антидепрессант эффексор. Позднее полицейский отчет содержал фразу о том, что «Джонсон был на антидепрессанте и препарат мог сделать свой вклад в его нерациональное и насильственное поведение».
23 сентября 2008 в Каухайоки (Финляндия) 22-летний студент кулинарного колледжа Матти Саари убил девятерых студентов и преподавателя, ранил одного студента, а затем застрелился сам. Саари принимал антидепрессант и бензодиазепин.
11 января 2009 в Конкорде (штат Калифорния, США) 33-летний Джейсон Монтес застрелил насмерть жену, а потом застрелился сам. Принимал прозак для лечения депрессии по рецепту психиатра, в связи с ожиданием развода и недавним банкротством.
17 апреля 2009 в Миддлтауне (штат Мэриленд, США) Кристофер Вуд убил жену, троих детей и застрелился сам у себя дома. Токсикологическое исследование показало, что Вуд принимал антидепрессанты цимбалта и паксил, а также противотревожные препараты буспар и ксанакс.
11 мая 2009 года сержант Джон Рассел открыл огонь в клинике боевого стресса в Багдаде. Он убил 2-х офицеров и 3-х рядовых. Рассел принимал антидепрессанты.
12 октября 2011 в Сил-Биче (штат Калифорния, США) портовый рабочий Скотт ДеКрай принес пистолет в парихмахерскую, где работала его бывшая жена и убил ее, еще семерых, и одного ранил. На суде его адвокат заявил, что ДеКрай принимал по рецепту психиатра антидепрессант тразодон и нормотимик (нормализатор настроения) топамакс.
5 февраля 2012 в Хантсвилле (штат Алабама, США) 15-летний Хаммад Мемон убил ученика своей школы Тодда Брауна. Мемон получал лечение от СДВГ и депрессии. Он принимал золофт.
8 марта 2012 в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) 30-летний Джон Шик, бывший пациент медицинского центра Питтсбургского университета и студент университета Дюкесн, убил одного человека и ранил шестерых в Западном психиатрическом учреждении медицинского центра Питтсбургского университета. Среди лекарств, которые полиция изъяла в его доме при обыске, были обнаружены девять антидепрессантов.
Спустя год мать Дмитрия Виноградова, расстрелявшего в ноябре 2012 в Москве шестерых своих коллег, заявила в суде, что ее сын принимал антидепрессанты до совершения им преступления, а также, что именно из-за психиатрических таблеток ее сын перестал испытывать эмоции.
16 сентября 2013 года ветеран ВМС Аарон Алексис на базе ВМС в Вашингтоне убил из ружья 12 человек. Алексис принимал антидепрессант.
24 марта 2015 года оставшийся во время полета в кабине один, пилот Андреас Лубитц заблокировал дверь и намеренно направил лайнер в землю. Airbus A320 , летевший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился во французских Альпах. В этой авиа катастрофе погибло 150 человек. Летчик-убийца принимал антидепрессанты циталопрам, миртазапин и ципралекс.
И, как вы понимаете, это далеко не полный список. В 2008 году Гражданская комиссия по правам человека подготовила доклад «Разоблачение опасности антидепрессантов и других психотропных препаратов», подробно повествующий о том, как на протяжении нескольких десятилетий от общественности скрывалась опасность приема психиатрических средств сверхприбыльной психиатрической и психофармацевтической индустрией.
Возможно, некоторые читатели подумают, что здесь идет речь исключительно о проблеме «загнивающего Запада», что к России это не имеет отношения. Но так ли это?! В последние годы Всемирная организация здравоохранения настойчиво делает прогнозы, согласно которым к 2030 году депрессия станет самым распространенным заболеванием на планете.
И вот, в 2015 году мы уже слышим от российских психиатров, что сегодня по распространенности депрессия стоит на втором месте после болезней сердечно-сосудистой системы. Оценивая сейчас ситуацию на российском фармацевтическом рынке, специалисты говорят о произошедшем за прошлый год увеличении продаж антидепрессантов на 16%. И это в то время, когда из-за сложной экономической ситуации россияне стали меньше покупать лекарств.
В то же время многие врачи — эксперты, сотрудничающие с Гражданской комиссией по правам человека, отрицают существование депрессивной болезни, считая, что любая депрессия может быть вызвана либо нехваткой витаминов и минеральных веществ, либо недиагностированным соматическим заболеванием, либо связана с тем или иным стрессом.
В свете этого было бы очень хорошо, если бы Минздрав ввел обязательное требование полного медицинского обследования пациентов, прежде чем им будет поставлен диагноз депрессия и назначено лечение сильнодействующими психиатрическими препаратами.
И, конечно, при назначении своего лечения психиатр обязательно должен информировать своих пациентов о всех побочных эффектах препаратов, а также о всех последствиях психиатрического лечения, чтобы пациент мог воспользоваться своим правом отказаться от предлагаемого лечения, если посчитает, что оно принесет ему вред.