Этой истории уже год, однако за этот год вся её оскорбительная нелепость так и не получила полного разрешения, а значит, её актуальность, увы, не утрачена. Впрочем, хоть сколько-нибудь официальную позицию органов прокуратуры мы получили лишь недавно. И потому решили высказать сейчас то, что целый год было у нас на душе.
Пермский региональный правозащитный центр обескуражен содержанием обвинительной речи сотрудника прокуратуры Ленинского района г. Перми в судебном процессе по делу Романа Юшкова и рассматривает возможные способы защиты от клеветы. По этой причине мы и потребовали официальной позиции вышестоящей прокуратуры Пермского края по данному инциденту.
Выступая 25 апреля 2017 года на судебном заседании в Ленинском суде Перми, старший помощник районного прокурора Сергей Кутуев заявил: «Что такое Пермский региональный правозащитный центр? На что направлена деятельность указанного Центра, кто [его] финансирует? [Сотрудники Центра] защищают лишь осуждённых, заключённых и таких, как Юшков. Для чего? Ответ очевиден. Для того, чтобы после освобождения указанные лица смогли поддерживать те лозунги и идеи, участвовать в акциях против государственной власти. Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от 3 сентября 2015 года Пермский региональный правозащитный центр включён в реестр юридических лиц, признанных иностранными агентами. Я думаю, не надо объяснять, кто финансирует указанную организацию и с какой целью. Цель одна — любыми путями дестабилизировать общественно-политическую обстановку в городе, регионе, России». На следующий день фрагменты обвинительной речи на основании полученной аудиозаписи заседания были опубликованы в интернет-журнале «Звезда».
Мы не могли оставить без внимания данное публичное высказывание, сделанное должностным лицом, и потребовали от краевой прокуратуры объяснений. Безапелляционные заявления о Пермском региональном правозащитном центре, допущенные сотрудником районной прокуратуры Сергеем Кутуевым, вызывают по меньшей мере недоумение. Неужели гособвинитель перед своим выступлением не потрудился ознакомиться с более чем 20-летней деятельностью ПРПЦ, вся информация о которой доступна на сайте организации, и воспользовался ходульными представлениями об иноагентах, далёкими от сложной российской действительности? Огульные обвинения из уст г-на Кутуева не доказывают ничего иного, как предвзятый подход со стороны представителя государственной власти к независимой общественной организации.
Мы вынуждены напомнить уважаемому прокурору, что проекты Пермского регионального правозащитного центра неоднократно получали поддержку Российского государства. Так, всего за год до упомянутого решения Минюста ПРПЦ реализовывал проект по защите трудовых прав мигрантов на средства президентского гранта. И не абсурдно ли ставить нам в вину защиту прав людей, попавших в места лишения свободы? В России издавна известна поговорка «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», поэтому ПРПЦ всегда защищал осуждённых независимо от их политических взглядов. Одна из наших целей — гуманизация российской тюремной системы, поэтому мы считаем важной и необходимой деятельность Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и гордимся своим вкладом в её создание и многолетнюю плодотворную работу в Пермском крае.
К сведению г-на Кутуева заметим, что не одними «лишь» осуждёнными занимаются сотрудники Правозащитного центра. ПРПЦ защищал и защищает, в том числе в судах, нарушенные конституционные права малоимущих, детей, пенсионеров, инвалидов и мигрантов, столкнувшихся с произволом правоохранителей и бездействием должностных лиц. Не в этом ли истинная причина недовольства и той негативной реакции на существование Центра, которую мы часто наблюдали со стороны местных чиновников и силовиков?
Сотрудники ПРПЦ, согласно клеветническим высказываниям представителя районной прокуратуры, всего лишь «винтики указанной машины, механизм действия которой направлен против основ государства». Мы понимаем, что наша гражданская активность далеко не всем представителям власти нравится, но придерживаемся того мнения, что чиновникам не стоит путать угрозу своему благополучию с угрозой государству, которое олицетворяют занимаемые ими должности. По нашему глубокому убеждению, против конституционных основ государственного строя России направлены именно нарушения прав человека, с чем мы считаем своим долгом бороться, а не деятельность многих НКО, без разбора ставших по политическим причинам «козлами отпущения».
Мы направили наше обращение в краевую прокуратуру, задав вопросы о том, выражает ли выступление в суде г-на Кутуева официальную позицию органов прокуратуры Пермского края в отношении ПРПЦ, и как нам вообще следует понимать этот выпад в зале суда. После продолжительного раздумья нам лаконично сообщили, что в настоящее время Кутуев С.В. службу в органах прокуратуры не проходит, а что его скандальное выступление позицией прокуратуры в отношении Правозащитного центра не является.
Мы удовлетворены этим сообщением лишь отчасти и оставляем за собой право обращения в суд по факту прокурорской клеветы на нашу организацию.
Коллектив Пермского регионального правозащитного центра